По действующим правилам авиапассажир вправе бесплатно провезти одно место багажа весом до 10 кг. В конце сентября 2017 года закон отменяет эту норму, но не для всех путешественников, а только для части из них. Как узнать, платить вам за багаж или нет? А что будет, если пассажир с купленным билетом откажется оплачивать багаж? Зачем нужны эти изменения и кто выступил против них? Что планируют менять авиакомпании? Ответы – в простых карточках.
1. Что, теперь бесплатный провоз одной сумки до 10 кг всегда будет платным?
Необязательно. Он может стать платным, все зависит от усмотрения авиакомпаний. Раньше Воздушный кодекс обязывал их бесплатно принимать в багаж одну сумку до 10 кг. А с 29 сентября 2017 года компании могут установить за это доплату в том случае, если пассажир купил невозвратный билет.
2. Как узнать, платный провоз багажа или бесплатный?
Об условиях перевозки багажа и ручной клади вас обязаны проинформировать до заключения договора. Так что внимательно прочитайте правила перед тем, как оплатить билет. Даже если это большой текст, написанный маленьким шрифтом.
3. Меняются ли правила перевозки ручной клади?
Пока нет. Пассажир может взять с собой вещи, габариты и вес которых соответствуют правилам перевозчика. Обычно авиакомпании позволяют без оплаты брать на борт ту же самую дорожную сумку весом до 10 кг (например, «Аэрофлот» и S7). Но поскольку ее придется размещать в салоне, она должна быть не больше по длине, ширине и высоте, чем установлено правилами перевозчика.
Федеральные авиационные правила относят к бесплатной ручной клади также дамские сумочки, телефон, ноутбук, видеокамеру, фотоаппарат, портфель, книгу и так далее. Они не взвешиваются и не маркируются. Сейчас Минтранс обсуждает, нужно ли менять эти правила: часть вещей из списка (например, технику) предлагают взвешивать и разрешить бесплатно провозить до 5 кг таких вещей.
4. Кого может затронуть новый закон?
Он может затронуть большинство пассажиров, ведь невозвратные тарифы – самые дешевые и массовые. А по данным сервисов по продаже билетов, цена является главным фактором для покупателей, которые стремятся в первую очередь сэкономить. Правда, «Аэрофлот», S7 и «Ютейр» обещают пока не менять тарифы (и не вводить новые, безбагажные).
Лоукостер «Победа», напротив, заявил, что готов снизить базовую оплату в пределах 20%. Эксперты рынка считают, что другие авиакомпании скорее последуют примеру «Победы».
5. А зачем вообще был принят новый закон?
Многие пассажиры путешествуют налегке, но из-за того, что норма провоза багажа обязательна, получается, что они платят за услугу, которая им не нужна. Новый закон задумывался для того, чтобы такие клиенты платили меньше за билет. Также он стимулирует развитие низкобюджетных (low cost) авиакомпаний, которые предлагают минимальные цены за минимальный набор услуг, следует из пояснительной записки.
Однако комитет по конституционному законодательству Совета Федерации не был согласен с новыми правилами. Цены не снизятся, а повысятся, ведь те, кто сейчас провозят багаж бесплатно, должны будут его оплачивать (см. «Комитет Совфеда не поддержал закон об отмене бесплатного авиабагажа»). Однако спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что "претензии комитетов касаются не самого принципа закона, а нормативно-правовых актов к нему". В итоге, несмотря на критику, Совфед большинством голосов одобрил закон.
6. Что такое невозвратные авиабилеты и зачем они нужны?
В отличие от железнодорожных билетов "РЖД", авиабилеты в основной массе невозвратные (эконом-класс, чартеры). Это означает невозможность вернуть деньги, если планы вдруг изменятся. Право удержать стоимость неиспользованного проезда авиакомпании получили летом 2014 года. Раньше они закладывали в стоимость билета риск его возврата в последние дни, когда заново продать билет очень сложно.
Теперь возврат денег в случае возможной отмены поездки стал, по сути, отдельной услугой. Те пассажиры, которые сомневаются в своих планах, могут доплатить за право сдать билет.