ПРАВО.ru
Актуальные темы
25 августа 2008, 20:30

Сенаторы - за независимость Южной Осетии и Абхазии

Сенаторы за независимость Южной Осетии и Абхазии
Президент РФ Дмиртрий Медведев

В обращении к президенту РФ Дмитрию Медведеву Совет Федерации предложил признать независимость республик Абхазии и Южной Осетии, прокомментировав свое решение следующим образом: «Агрессивные действия, в результате которых погибли тысячи мирных жителей Южной Осетии и обострился грузино-абхазский конфликт, окончательно лишили грузинское руководство права претендовать на то, чтобы народы Южной Осетии и Абхазии зависели от его авантюристической политики, приведшей к гуманитарной катастрофе».

В своем обращении сенаторы также отмечают неоднократные просьбы двух народов признать их независимость. Совет Федерации напоминает о многолетнем участии РФ в урегулировании  грузино-юго-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. В обращении сенаторов говорится о том, что руководство России «приветствует стремление народов Южной Осетии и Абхазии к независимости, миру и стабильности, Совет Федерации предлагает признать их независимость».

Мнения

 "В других исторических обстоятельствах Абхазия имела бы право на международное признание, так как ее история во многом схожа с историей Косова", — заявила корреспонденту Pravo.ru известный журналист Юлия Латынина. По ее словам, абхазы доказали свое право на суверенитет в кровопролитной войне, в то же время, несмотря на весьма удобную для этого ситуацию, власти непризнанной республики не допустили этнических чисток в Гальском районе республики, который абхазские вооруженные силы заняли вскоре после начала боевых действий в Южной Осетии. Она подчеркнула, что все то время, которое Эдуард Кокойты является президентом непризнанной республики Южная Осетия, там ведется оголтелая пропаганда ненависти к грузинам. Более того, с началом боевых действий в ЮО объектом этой пропаганды стали не 30 тысяч человек, живущих в ЮО, а все 150 миллионов жителей России. "Между тем, так называемые "добровольцы" и "осетинское ополчение" провели под прикрытием российских войск масштабные этнические чистки, как в грузинских селах на территории ЮО, так и на прилегающих грузинских территориях", — утверждает журналистка, вернувшаяся на днях из командировки в зону конфликта. По ее словам, шансов на широкое международное признание у мятежных грузинских провинций практически никаких. "Хотя на признание республикой Куба они все же могут рассчитывать", — отметила Латынина.

"Сегодняшнее обращение к президенту, принятое российским парламентом, является не следствием эмоций, но плодом длительных размышлений", — пояснил Pravo.ru заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев.

По его словам, "международное право сегодня находится на стороне Абхазии и Южной Осетии, чьи народы реализуют свое право на самоопределение", в то время как Грузия напротив "нарушила все основополагающие международные соглашения", запрещающие, в частности, применение силы для решения подобных конфликтов.

Лихачев отметил, что в случае с Южной Осетией и Абхазией друг другу противопоставляются два принципа международного права — принцип территориальной целостности суверенного государства и право народов на самоопределение. "Де факто Грузия уже более 10 лет не осуществляет никакого государственного контроля на территории Южной Осетии и Абхазии, в то время как власти пока непризнанных республик напротив создали все необходимые государственные атрибуты, такие как демократическая структура власти, экономика, вооруженные силы, и даже вышли на международную арену, обращаясь к лидерам государств и международным организациям", — сказал Лихачев, отметив, что после августовской агрессии грузинского режима не осталось никаких перспектив урегулирования и сохранения ЮО и Абхазии в составе Грузии.

При этом запред комитета СФ подчеркнул, что ситуация с провозглашением независимости Цхинвалом и Сухуми не идентична отделению Косово от Сербии. "В отличие от Косово, где у власти находятся разыскиваемые Интерполом преступники, в Южной Осетии и Абхазии правят вполне цивилизованные режимы, соблюдающие международные нормы, и до последнего момента пытавшиеся решить конфликт с помощью переговоров".

В свою очередь эксперт Московского Центра Карнеги Маша Липман отмечает, что с точки зрения международного права ситуации с кавказскими непризнанными республиками и Косово зеркально повторяют друг друга. "Как говорил тогда Владимир Путин, отделение Косово создает опасный международный прецедент, который теперь используется Россией в качестве основания для признания независимости Южной Осетии и Абхазии, что вполне логично", — пояснила корреспонденту Pravo.ru Липман, оговорившись, что некоторые отличия между этими двумя случаями все же есть, так, независимость Косово была признана большим числом ведущих стран мира, а само отделение произошло спустя не один год после вмешательства в конфликт сербов и албанцев международных сил.

"Что же касается Южной Осетии и Абхазии, то здесь все происходит куда быстрее, да и на широкое международное признание новоиспеченным кавказским республикам рассчитывать не приходится", — сказала Липман. В то же время она отметила, что фактически в данной ситуации можно оперировать лишь понятием "моральной правоты", тогда как международное право не способно четко регламентировать решение подобного вопроса. "В этой ситуации остается лишь ждать решения президента Медведева, так как подписание парламентского обращения будет означать нарушение подписанного ранее при посредничестве Франции документа, что, несомненно приведет к еще более серьезному ухудшению отношений между Россией и Западом", — подчеркнула эксперт Московского Центра Карнеги.

Конфликт между Грузией и Южной Осетией  с последующим вмешательством миротворческих сил России заставляет вспомнить недавние события в Косово. Однако решение в данном конфликте будет существенно отличаться от решения по статусу Косово, в основном, из-за противостояния России по отношению к Западу.

Об этом говорит  ведущий специалист в области проблем Кавказского региона в Британии Оксана Антоненко:  "Южной Осетии и Абхазии международное сообщество не только полагает, что оно может продолжать настаивать на территориальной целостности Грузии, не имея реальной ответственности за последствия такого решения, но и всё больше рассматривает любое потенциальное изменение статуса как серьезную ответственность для Европы и США. Теперь очередь России подтвердить, что Южная Осетия и Абхазия могут обрести новый статус, не создавая прецедент, на основании которого Россия могла бы осуществлять военное вмешательство в поддержку ‘пророссийских’ сообществ в соседних государствах".

РИА «Новости», Интерфакс

Дарья Хавкина, Петр Пархоменко, pravo.ru