ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 сентября 2009, 13:10

Почему Генпрокуратуре не удается обуздать цены на лекарства

Почему Генпрокуратуре не удается обуздать цены на лекарства
Генерпрокуратура всерьез занялась вопросом стремительного роста цен на лекарства Фото Право.Ru

Только после того, как стремительный рост цен на лекарства (и прежде не низких!) привлек внимание премьер-министра России Владимира Путина, Генеральная прокуратура всерьез занялась этим вопросом. По ее инициативе в регионах были созданы специальные комиссии, в которые вошли местные прокуроры, представители силовых ведомств и Федеральной антимонопольной службы. Они и проверяли, как повышение стоимости медицинских препаратов соотносится с законодательством о ценообразовании на лекарственные средства.

Что выявила проверка?

Проверяющие составили Реестр компаний, которые занимают на фармацевтическом рынке более 35%. В реестре оказались 960 аптечных сетей.  Как выяснилось в ходе проверки, некоторые сети превышали предельно допустимые розничные надбавки на лекарства. Эти факты отмечены в 22 регионах страны:

1. Республика Адыгея (МУП "Городская аптека")
2. Республика Алтай (ООО "Первая помощь", ООО "Аптека плюс", ООО "Фирма Март", ГУП "Фармация")
3. Белгородская область
4. Республика Бурятия (ИП Дашинимаева, ИП Поломошнова, ИП Акатова, МУП "Аптека №96", ООО "ТПК Лара-Транзит")
5. Республика Кабардино-Балкария
6. Кемеровская область (МП "Фармация", МУП "Центральная районная аптека №59" и др.)
7. Костромская область (МП "Аптека №18", МУП "Аптека №24", МУП "Аптека №39")
8. Липецкая область
9. Республика Марий Эл
10. Республика Мордовия (ГУП РМ "Фармация")
11. Новосибирская область (ИП Калганова О.А., ООО "Фармакон", ОАО "Аптека №163", ООО "Фирма Елена", ООО "ФармЛайт", ОАО "Фармация", ООО "Рецепт", ООО "Магистр")
12. Орловская область (ЗАО "Фармасервис", МУП "Аптека №21"), Пермское (8 хозяйствующих субъектов)
13. Республика Северная Осетия
14. Смоленская область (Монастырщенское районное потребительское общество, ООО "Провинция")
15. Тамбовская область (МУП "Аптека №3", МУП "Аптека №66")
16. Республика Татарстан (ООО "Арника")
17. Тверская область (21 ХС превысил на 0,01-0,1%, 15 ХС — на 0,1-10%)
18. Томская область 
19. Республика Тыва (МУП "Аптека №20", ИП Ондар А.С., ООО "Танды Ула")
20. Тюменская область (ООО "Аптека "Никофарм")
21. Республика Удмуртия (ГУП УР "ЦРА №24") 
22. Ямало-Ненецкий автономный округ (МУП "Центральная городская аптека" г. Губкинский, ООО "Фармация" г. Муравленко, МП МО г. Лабытнанги "Фармация", ООО "Фита" г. Тарко-Сале).

ФАС возбудила 65 дел об административных правонарушениях по статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (нарушение установленного порядка ценообразования) в 22 субъектах РФ. Прокуроры вынесли более 470 представлений с требованием устранить нарушения закона, объявлено более 200 предостережений, 99 заявлений направлено в суд. В отношении руководителей организаций и юридических лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарствами, возбуждено более 400 дел об административных правонарушениях по ст. 14.6 КоАП РФ.

Кроме того, ФАС России задалась целью проанализировать ценообразование на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Ее территориальные подразделения организовали ежеквартальный мониторинг цен на 100 наиболее востребованных населением лекарств. Мониторинг проводится среди аптечных сетей, занимающих на этом рынке в муниципальных районах и городских округах долю более 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции". 

Понизились ли цены после проверки?

Об этом корреспондент "Право.Ru" спросил у москвичей, которые зашли в ближайшую от редакции аптеку.

Анна, 30 лет, менеджер:

"Если честно, то еще с начала лета я стала обращать внимание на то, что мои траты в аптеке значительно увеличились. Отказаться от регулярной покупки лекарств я, к сожалению, не могу. Наверное, на это и рассчитывают фармацевтические компании. Но ведь должен же кто-то следить за ценовой политикой в фармацевтическом бизнесе. Неужели непонятно, что участниками этого, с позволения сказать, рынка являются в числе прочих, дети, пожилые люди".

Марина Сергеевна, 43 года, учительница:

"Рост цен?! Конечно, отметила. Меня еще поражает разница в цене в разных аптеках. Раньше я покупала лекарства в крупной аптеке, имеющей множество филиалов, а теперь рыскаю по району в поисках аптек, в которой цены хотя бы немного ниже. При этом нередко приходится довольствоваться более дешевыми заменителями импортных препаратов".

Николай Федорович, 72 года, пенсионер:

"Цены растут на все, мне ли не знать. Мы с женой вынуждены треть пенсии тратить на лекарства. А, значит, приходится себя в чем-то ограничивать. Хотя уже дальше не в чем. Так что в аптеку я каждый раз хожу с таблеткой валидола под языком. Неизвестно, куда смотрит прокуратура?". 

В удорожании лекарств "виноваты" и региональные власти

У генпрокураты, которая стремится навести порядок в формировании цен в аптеках, есть одна помеха. Как сказал начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры России Анатолий Паламарчук органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право самостоятельно устанавливать оптовые и розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. И в этом кроется главная проблема. Нет единой методики ценообразования и из-за этого цены на лекарственные средства в пределах одного и того же региона, а иногда даже населенного пункта, могут существенно различаться. Оптовые и розничные надбавки составляют от 50 до 100 % от их фактической стоимости. 

Во многих субъектах РФ органы государственной власти до сих пор не приняли необходимые правовые акты, устанавливающие предельные торговые надбавки на лекарственные средства. А раз так, каждая аптека или сеть никак не ограничены в размерах надбавок. В Самарской области, например, некоторые "игроки" фармацевтического рынка установили торговые наценки в размере 90-97% от себестоимости лекарств. 

Нужны изменения законодательства. Законопроект уже подготовлен

В Госдуме сейчас находится законопроект "Об обращении лекарственных средств". По сути это новая редакция прежнего закона с таким же названием, который был принят еще в 1998 году. Законопроектом предусматривается, что торговые наценки на лекарства будут устанавливаться от фактической цены производителя, а не от цены поставщика. 

По мнению представителей Минздравсоцразвития, это позволит сделать ценообразование и торговые надбавки прозрачными. Напомним, список жизненно важных лекарств ежегодно пересматривается. Сейчас в нем 350 препаратов международных непатентованных наименований. В список входят такие препараты, как аспирин, диклофенак, большой перечень лекарств для сердечно-сосудистых заболеваний, нормализации артериального давления, ишемической болезни сердца, химиотерапии при онкологических заболеваниях.

На сегодняшний день все предлагаемые изменения находятся на стадии согласований. Проводимые проверки и возбуждаемые дела в отношении фармацевтов, завышающих цены на медикаменты, пока слабо изменяют ситуацию. Остается ждать? Но все ли люди, нуждающиеся в лекарствах, располагают временем, чтобы ждать? …

Сергей Перов, аналитик "Право.Ru"