"Кодекс" родом из Санкт-Петербурга, но распространяется по всей России, несмотря на достаточно жесткую конкуренцию на рынке электронных информационных продуктов. Примерно половина региональных арбитражных судов пользуется "Кодексом". Завоевал он авторитет и у различных предприятий. Чем именно так притягательна для них эта справочно-правовая система? Тем, что она ориентирована на людей конкретных профессий. Исходя из этого формируется нормативная база, этой задаче подчинена технологическая составляющая. Например, инженер или архитектор, приобретая "Кодекс", получает всю необходимую базу нормативно-правовых актов, необходимых для своей работы. Помимо собственно "Кодекса" консорциум предлагает пользователям и электронные системы нормативно-технической документации "Техэксперт".
— Сергей Григорьевич, сегодня на рынке правовой информации существует множество справочно-правовых систем. Благодаря этому пользователи могут придирчиво выбирать необходимый им продукт. Какие преимущества, на ваш взгляд, предоставляет пользователям информационно-правовая система "Кодекс" по сравнению с аналогичными ресурсами?— В настоящее время производители справочных (информационных) систем стандартно стремятся вложить в свой продукт все, что есть у конкурентов. Чем можно привлечь пользователя в этой ситуации? Соотношением цены и качества. Так вот, если говорить о правовых продуктах "Кодекс", то мы предоставляем хорошее качество по более умеренной, чем у конкурентов, цене.
— До каких пределов, если не секрет, уместен торг?
— Мы исходим, прежде всего, из ситуации на рынке. Цена наших справочно-правовых систем, как правило, ниже на 10-15%, чем у других. Если же система уникальна, а такие продукты у нас есть, то ее цена выше. Главное — донести ценность системы до потребителя.
Дешевая база данных вызывает сомнение в легитимности— Что вы называете информационным продуктом высокого качества?
— Спрос на информацию сегодня рождает вовсе не количество документов и материалов, общее число которых у ведущих производителей баз данных уже давно измеряется в миллионах единиц. Система должна отвечать на конкретные вопросы пользователя. И он должен быть уверен, что правильный, лаконичный и легитимный ответ будет найден быстро.
Вопрос легитимности баз данных сейчас стоит очень остро… Это понятно, ведь нередко справочно-правовые продукты создаются по модели "Скопируй и вставь"…— А я бы еще добавил: "И дешево продай"…
— В "Кодексе" изначально был выбран более трудоемкий путь, но ведущий к 100–процентной достоверности информации. На основании договоров о сотрудничестве с федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти мы включаем их документы в наши базы данных. Нам приходится вести с разработчиками документов переговоры, часто совершенно изнурительные, но именно так был создан самый объемный отечественный ресурс правовых и нормативно-технических документов, прошедших обязательную обработку и тщательную сверку.
— Какие требования вы предъявляете к поисковым режимам на сайтах компании?
— В электронных системах "Кодекс" и "Техэксперт" поиск осуществляется по всему информационному пространству, найти ответ на запрос можно даже в графических документах. Мощные и понятные поисковые режимы — атрибутный и интеллектуальный поиск, поиск по ситуации и по тематическому классификатору — позволяют в считанные секунды выбрать нужный документ.
Большое значение мы придаем тому, чтобы пользователю было комфортно работать с нашим продуктом.
— В чем это выражается?
— С нынешнего года во всех региональных центрах "Кодекса" внедряется единый стандарт обслуживания. Совершенствование продукта, сервисных возможностей, расширение базы осуществляется в тесном взаимодействии с клиентами. Пользователи сами определяют наиболее важные для них документы, и они включаются в систему. Это касается и функционала: постоянно появляются новые поисковые механизмы, новый инструментарий для аналитической работы с документами и т.д.
Наши электронные системы регулярно обновляются: включаются новые документы или редакции, изменяются атрибуты документов. В некоторых электронных системах размещены скан-копии документов. Это позволяет оперативно включать в базы объемные и часто изменяемые документы. При этом предыдущие редакции документов хранятся в архивных разделах.
"Предприятия, где нас нет, в России еще пока есть…"
— Сергей Григорьевич, по словам генерального директора "КонсультантаПлюс" Дмитрия Новикова, год назад прирост клиентской базы ежегодно составлял 10-12%. В настоящее время из-за кризиса отмечается незначительное снижение. Как с этим обстоят дела у "Кодекса"?
— По нашим оценкам количество пользователей "Кодекса" по сравнению с докризисным периодом снизилось менее чем на 10%. Это не критично. Собственно, что необходимо для развития нашего сектора? Реально работающие предприятия, которым нужна информация, без которой невозможна их деятельность. И таких предприятий, несмотря на кризис, в России много. Кто мешает нам сделать их своими пользователями? Это зависит, прежде всего, от наших усилий.
— А какими цифрами характеризуется клиентская база консорциума на сегодняшний день?
— Если говорить обо всех пользователях систем "Кодекс", "Техэксперт", систем электронного документооборота, систем судопроизводства, законотворчества и заказных проектов, то их около 125 тысяч. Из них более 20 тысяч пользователей – это органы государственной власти и местного самоуправления, и почти 4 тысячи – учебные заведения.
— Сергей Григорьевич, консорциум начинал с "домашней площадки". В Санкт-Петербурге у вас были конкуренты?
— К моменту выхода на рынок в 1992 году у нас были сильные московские конкуренты. Достаточно назвать "Гарант" и "КонсультантПлюс", которые уже имели свои представительства в Петербурге. В 90-е годы было трудно, но и представлялось немало возможностей — рынок был пустой. Компании, которые я назвал, занимались его разработкой и получили определенный сегмент этого рынка, который к 2000 году не только сформировался, но стал насыщенным. По существу неконкурентных продаж как таковых не стало.
Имеет ли значение "плотность юристов на один квадратный километр"?
— По оценкам некоторых экспертов объем рынка справочно-правовых систем составляет около 600 миллионов долларов. По этим же данным, доля "Консультанта" — свыше 70%, "Гаранта" — порядка 20%". По другим оценкам, суммарная доля рынка "Консультанта" и "Гаранта" за первый квартал 2009 года снизилась на 20%. Как вы прокомментируете эти цифры?
— Они, по нашим оценкам, в целом отражают реальную ситуацию на рынке. Можно поспорить с тем, насколько точно выверены те или иные проценты, но это, опять-таки, определяется методикой подсчета. Дело в том, что во многих компаниях стоит не одна система, и эти пересечения не всегда учитываются. Но, несомненно, названные компании занимают на рынке ведущие позиции.
— А какова доля "Кодекса" на рынке?
— В отношении правовых систем она составляет 10-12%. А в сегменте рынка профессионально ориентированных справочных систем продукты Консорциума, выпускаемые под торговой маркой "Техэксперт", занимают лидирующее положение. Системами нормативно-технической информации мы занимаемся с 1998 года. К осваиванию новых сфер рынка подталкивает конкуренция. Надо отметить, что это направление является для нас ведущим, перспективным.
— Система "Техэксперт" тоже создавалась в развитие вашей концепции?
— В 2005 году на основе выстраиваемых на протяжении многих лет партнерских отношений с органами власти, экспертными центрами, НИИ, другими поставщиками нормативно-технической документации, собственных программных технологий мы создали информационную сеть "Техэксперт". Сегодня она включает 360 региональных центров, расположенных в 138 городах России. В 2007 году нам присвоен статус Национального центра распространения информации при Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
— Сергей Григорьевич, несколько слов о продвижении консорциума в российские регионы. От чего зависит степень представительства "Кодекса" в том или ином субъекте федерации, имеет ли значение, скажем так, "высокая плотность юристов на квадратный километр"?
— На самом деле, количество юристов — производная от "плотности денег" (смеется). В Москве она самая высокая. К тому же в столице сконцентрирована "критическая масса" административного ресурса, находятся головные офисы и представительства крупных компаний. Москва, безусловно, — самый богатый рынок. И наибольшее число наших клиентов — в Москве. Затем идут Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург, Нижний Новгород и другие региональные центры.
— Сколько всего у вас представительств в регионах? И есть ли они за пределами России?
— Около 300 представительств — где-то больше, где-то меньше. Наши правовые системы — это продукт для российского рынка. Но у консорциума есть представительства в Белоруссии и Украине. Однако, если оценивать рынок СНГ в процентах от нашего дохода, то это очень мало.
Если говорить собственно о нашем рынке, степень представительства в том или ином регионе зависит от активности наших партнеров. Взять, например, Ульяновск и Киров. По объективным показателям это во многом депрессивные регионы. Но в силу того, что у нас там активные дистрибьюторы, рынок больше, чем в некоторых городах с куда большим числом населения. Поэтому компания изначально заинтересована в том, чтобы в регионах появлялись инициативные партнеры — отдельные люди, группы, компании. Некоторые наши дистрибьюторы работают с нами с 1993 года и значительно преуспели.
Перспективы дистрибуции через он-лайн
— Сергей Григорьевич, каковы, по-вашему, перспективы дистрибуции только через он-лайн?
— Это очень интересная тема, этим направлением — он-лайн услугами — сейчас многие занимаются. И мы, не исключение, — тоже будем в данной области экспериментировать.
— Кстати, некоторые участники рынка СПС и эксперты, считают, что основная тенденция здесь связана с развитием разнообразных бесплатных сервисов в Рунете. В результате пользователи, подстегиваемые кризисом, отказываются от платных сервисов в пользу сайтов, выкладывающих документы в свободный доступ. Как Вы это прокомментируете?
— Ну, что сказать. Наличие большой массы информации, документов в свободном доступе, понятное дело, влияет на рынок. Но справочная система в настоящее время — это уже не библиотека документов, которые можно найти в Интернете бесплатно. Это сервис пользователя. Мы продаем ему услуги — справку, аналитику, комментарии, консультации специалистов и главное, удобные сервисы по работе с этими документами, отслеживанием их актуальности, статуса и т.п. То есть, отвечаем на конкретные вопросы. И это мировая тенденция.
Дорогой мир после "великой отечественной ценовой войны"
— Сергей Григорьевич, насколько вероятно развязывание "великой отечественной ценовой войны" для завоевания рынка? И как это может отразиться на пользователях?
Но надо отметить, что в докризисный период цены на обслуживание систем начали, что называется, аккуратненько подниматься. Думаю, когда экономическая обстановка более-менее нормализуется, этот процесс продолжится.
Что касается нормативно-технической информации, здесь еще достаточно ценовой "дури" со стороны некоторых фирм, которые активно используют демпинговые цены. Это тупиковый путь, который вредит всему бизнесу в целом. Нет здесь преимущества и для пользователей — качественный продукт за копейки не продадут.Пираты берут на абордаж интеллектуальный бизнес
— Производители справочных систем, как и в целом, вся отрасль разработки софта, относится к интеллектуальному бизнесу. С какими основными рисками и сложностями он сталкивается в настоящее время?
— Есть несколько принципиальных проблем, которые, на мой взгляд, мешают развитию в России интеллектуального бизнеса.
Первая. В нашей отрасли работают высококвалифицированные специалисты. И доля зарплаты в себестоимости продукта у нас очень высока. Если в строительном бизнесе она составляет 10-15%, в энергетике еще меньше, то у нас доля затрат на персонал, согласно исследованию компаний, которые занимаются программным обеспечением, может составлять до 80%.Соответственно, реформа ЕСН, в результате которой в 2011 году социальные налоги суммарно вырастут с 26 до 34%, приведет к тому, что у нас интеллектуальный бизнес еще больше сожмется.
Вторая причина, по которой в стране плохо развивается этот бизнес, — отвратительное отношение банков к кредитованию интеллектуальных фирм. Мы развивались в основном за счет собственных средств: зарабатывали — вкладывали, зарабатывали — вкладывали. Причем, в ряде случаев вкладывали всю прибыль, все свободные средства. Это не очень быстрый путь, быстрей — когда ты используешь заемные средства. Но для интеллектуального бизнеса этот путь очень затруднен.— А проблема пиратства существует?
— К сожалению, да. Бывают случаи, когда систему, базу данных взламывают хакеры, записывают информацию на диски и распространяют за копейки. Кроме пиратского способа есть, как я его называю, и полупиратский. Это связано с персоналом дистрибьюторских компаний. Обслуживание происходит через сервисного инженера, и недобросовестный сотрудник вполне может поставить пользователю "на халяву" систему, а денежки положить в карман. Как можно этому противодействовать? Развиваем формы защиты, выявляем и избавляемся от недобросовестных сотрудников.
Беседовал Александр Пилипчук, "Право.Ru"