Йогурт "Активия" рекламируется по телевидению в разных странах, включая Россию. И лейтмотив рекламы везде один: в йогурте будто бы есть некие уникальные бифидобактерии ActiRegularis, которые улучшают пищеварение и выводят из организма вредные вещества. В Америке не так давно компания Danone согласилась добровольно выплатить всем гражданам, которые обратятся в представительство компании с жалобами на несоответствие рекламы и продукта, до 100 долларов. Для этого был специально создан денежный фонд в 35 миллионов долларов. Решение о выплатах было принято после того, как семь покупателей подали иски в суд. В них утверждалось, что реклама "Активии" не соответствует действительности. Не желая разбирательства, Danone решила уладить спор в досудебном порядке (текст мирового соглашения компании Danone с истцами смотрите здесь). В России всем этим фактам никто не придает значения. Даже ФАС РФ, в задачи которой входит контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Согласитесь, получается любопытная картина: одна и та же компания выпускает по всему миру по единой технологии один и тот же продукт — йогурт "Активия", одинаково его рекламирует, но в одних странах рекламу считают правдивой, а в других, в частности, в США, совсем наоборот. И приводят убедительные тому доказательства.В идентичности рекламы вы можете убедиться сами, посмотрев ролики:
Не логично ли предположить, что всем другим странам, где выпускается и продается этот йогурт, следует вслед за Америкой насторожиться и проверить рекламу "Активии". Как нам удалось выяснить, в России этого не делали. Почему же? В нашей стране свято верят в существование пробиотических бактерий и в их чудесное воздействие на организм? Или эти бактерии в российских йогуртах Danone гораздо лучше, чем в американских или английских?
Пытаясь выяснить, почему ФАС России не инициировала проверку, мы провели свое небольшое расследование.
Чем так напугали американские граждане Danone?
Тем, что сумели получить и зафиксировать доказательства: йогурт "Активия" (как и другие молочные продукты компании Danone) не полезнее, чем молочные продукты других производителей. "Активия" не приводит к улучшению работы пищеварительной системы, а следовательно, реклама врет.
Чтобы доказать это, семеро граждан инициировали клиническое испытание. Люди регулярно употребляли йогурт "Активия" и периодически проходили обследование, сдавали анализы. Никаких сколько-нибудь заметных улучшений в работе пищеварительной системы зафиксировать не удалось.
Граждане составили иск и, подкрепив к нему результаты испытаний, направили в Федеральный суд Северного округа Огайо.
В принципе Danone было что сказать на суде
Специалисты компании подготовили к суду внушительный пакет документов (объемом более 1 миллиона страниц!), якобы подтверждающих, что в рекламе все — правда. На официальном сайте компании тоже можно найти информацию об уникальной культуре пробиотик (Bifidobacterium lactis DN-173 010), будто содержащейся в продукции компании Danone.
И все же компания не стала доводить дело до разбирательства в суде и решила все миром.
Хотя в США обошлось без судебного разбирательства, Danone фактически признала, что лукавила
Компания согласилась добровольно в досудебном порядке урегулировать спор и выплатить компенсацию не только истцам, но и другим гражданам, которые выразят недовольство по поводу расхождения утверждений о продукте в рекламе с его реальными качествами. Размер денежного фонда, созданного для этих целей, очень внушительный, тем более в кризисное время.
Чем же, как не косвенным признанием лукавства в рекламе, можно считать добровольную выплату компенсации?! Если бы компания была уверена в своих утверждениях, высказанных в рекламе, то вряд ли бы отступила и урегулировала спор в досудебном порядке.
Как заявил представитель Dannon Мишель Нювирт, компания согласилась все решить миром, чтобы избежать огромных расходов на длительные судебные разбирательства. Неужели расходы на суды могли превысить 35 миллионов долларов? В это верится с трудом. Несложно предположить, что в такой ситуации это не единственная причина, заставившая Danone платить компенсацию.
Многое объясняет оговорка в монографических исследованиях, опубликованных компанией Danone …
Из этой оговорки следует, что в определенных условиях позитивное воздействие чудо-бактерий на организм может быть снижено (а как показали клинические испытания американских граждан, и вообще сведено на нет). Например, под воздействием некоторых физиологических параметров (возраста, менопаузы, болезни, приема лекарственных препаратов), экологических условий, пищевых параметров (пробиотика и предбиотика) человека.
Но заметьте: в рекламе об этом не сказано ни слова. Посмотрев телевизионный ролик, можно предположить, что йогурт "Активия" поможет и человеку, страдающему различными заболеваниями пищеварительной системы.
Также в исследовании компании Danone прямо указывается: упоминание на упаковке, что продукты содержат бактерии, не является гарантией улучшения общего самочувствия и работы пищеварительной системы. А разве это не противоречит рекламе "Активии"?! Ведь в ней нет предупреждения об этом. Нет такого предупреждения и в тексте, размещенном на упаковке продукта. По крайней мере точно на йогуртах, продаваемых в России (текст, размещенный на упаковке "Активии", смотрите здесь).Понятно, что такие оговорки компания Danone делала, чтобы подстраховаться для другого случая. Если, скажем, кто-то из постоянных покупателей йогурта не обнаружил у себя позитивных улучшений в работе пищеварительной системы и предъявил компании претензии, тогда она скажет: я предупреждала, что такое возможно, и с меня взятки гладки. Но страхуясь от одного, компания прокололась в другом: фактически противоречила сама себе — тем утверждениям, которые есть в ее же собственной рекламе. Таким образом Danone показала, что они не соответствуют действительности!
Полезными свойствами йогурты все же обладают, но не такими, как заявлено в рекламе
В монографических исследованиях Danone есть фраза о позитивном воздействии йогуртов компании на организм. В частности, сказано, что некоторые бифидобактерии способны производить витамины B1, B2, B12, C и фолиевую кислоту, а также обеспечивают антибактериальное действие, способствуют выработке ферментов, позволяющих осуществлять вывод канцерогенных веществ из организма. Но, согласитесь, подобными свойствами в принципе могут обладать многие продукты. При этом вовсе не обязательно они приводят к улучшению работы пищеварительной системы.
В России ФАС не видит оснований для беспокойства
Мы понимаем, что Америка России не указ и федеральная антимонопольная служба РФ не может взять результаты клинических испытаний в США и на их основании применять меры к рекламе международной компании в нашей стране. Этого не предусматривает законодательство России, да и критерии оценки достоверности или недостоверности рекламы в каждой стране свои.
Но все же, принимая во внимание все то, что сказано выше, ФАС России вправе рассматривать результаты клинических испытаний в Америке как импульс к собственным действиям. Ведь инициировать экспертизу или какие-либо другие виды проверок рекламы в России она вполне полномочна. Этими полномочиями ее наделяет и Федеральный закон "О рекламе".
Предпринимала ли ФАС России попытки проверить рекламу "Активии"? Этот вопросы мы задали в своем официальной запросе, направленном в ФАС России.
Полный текст запроса вы можете прочитать здесь.
Ответ был лаконичным и однозначным: ФАС России рассмотрело дело № РЦ.08.09.15 и не увидело нарушений Федерального закона "О рекламе". Производство по делу прекращено.
Полный текст ответа из ФАС России мы выложили для вас сюда.
ФАС продемонстрировала формальный подход и нежелание разбираться в ситуации
Это видно и из самого ответа на запрос Право.Ru. Совершенно не понятно, что это за дело № РЦ.08.09.15 и по чьей инициативе оно было возбуждено в отношении компании Danone.
Если неоднократно прочитать текст, можно понять: по этому делу ФАС России проверяла рекламу "Актимеля". Но мы в своем запросе спрашивали о рекламе "Активии"! Можно предположить, что ФАС увидела некую похожесть в рекламе "Актимеля" и "Активии" (оба продукта выпускает Danone). Но в чем конкретно, антимонопольная служба не пояснила. Вероятно, нужно догадаться самим.
Не пояснила ФАС России и самого главного: в чем именно виделось нарушение Федерального закона "О рекламе", когда возбуждалось дело № РЦ.08.09.15.(если уж о нем упоминает ФАС в своем ответе)? А почему не найдено нарушений? Вопросов больше, чем ответов.
Что Danone не договаривает в рекламе, понятно и без проверок и исследований. Достаточно прочитать сайт компании. Но ФАС России, вероятно, выше этого
Прочитав хотя бы оговорки, о которых мы сказали выше, на сайте компании, уже можно сделать вывод, что реклама "Активии" неправдива. Говоря языком законодательства, в ней отсутствует существенная часть информации, из-за чего покупатель вводится в заблуждение.
Даже если предположить, что проведены клинические исследования, и они подтвердили положительное влияние бактерий (Bifidobacterium lactis DN-173 010), реклама все равно неправдива. Она вводит в заблуждение людей, страдающих заболеваниями пищеварительной системы. Ведь в рекламном ролике не говорится, что положительный эффект зависит от возраста, наличия болезней и других факторов.
Реклама не предупреждает о том, что обещаемого эффекта может и не быть, и не перечисляет случаи, когда такое возможно.
Между тем, в статье 5 части 7 и части 3 пункта 2 Закона "О рекламе", в частности говорится, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. А недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара и иных свойствах.
Впрочем, к другим предприятиям ФАС России более строга и смело налагает штрафы за неполную информацию в рекламе
Например, в рекламе прибора "Патра", размещаемой компанией ООО "Эквиз" в печатных изданиях и гарантирующей 100%-ое излечение от артрита, ФАС России нашла признаки нарушения законодательства, так как в рекламе ничего не сообщалось о случаях, когда положительный эффект не может быть достигнут. Такими же в принципе были и претензии УФАС по Республике Коми к Кировской клинической офтальмологической больнице. В своей рекламе она говорила об успешном лечении катаракты, но не сообщала о возможных противопоказаниях и необходимости консультироваться с врачом.
Штраф компании-нарушителю не страшен. Он составляет максимум 500 тысяч рублей (сравните с затратами на выплату компенсаций компанией Danone в США!)
КоАП РФ устанавливает для юридических лиц по истине смехотворный штраф за нарушения закона "О рекламе" — от 40 до 500 тысяч рублей. Учитывая, какие прибыли получают предприятия от своей рекламы, даже максимальный размер штрафа им не страшен. А раз он не пугает, то не боятся создатели рекламы и нарушить требования законодательства. Если суд обяжет выплатить штрафы, большой беды не будет. Нарушитель заплатит, но уже успеет к тому моменту получить от рекламы отдачу и извлечь прибыль.
Пример с другим продуктом Danone: в Англии его запретили за то, что она может ввести в заблуждение потребителей
В Великобритании рекламные ролики продукции Danone (правда, не "Активии", а другого) сняли с телеэфира за фразу "с научной точки зрения доказано, что продукт защищает ваших детей". Согласно рекламным стандартам, разработанным Advertising Standards Authority (ASA), эта фраза может ввести в заблуждение потребителей.
Представитель ASA Olivia Campbell заявила в интервью, опубликованном на сайте NutraIngredients.com, что требование снять рекламу с эфира не связано со здоровыми детьми. Она может ввести в заблуждение именно больных людей.
Этот пример показывает, что не только в США, но и в Англии в рекламе продукции Danone нашли изъяны, указывающие на то, что эта реклама сделана, если можно так сказать, недобросовестно. Она не сообщает полной и всесторонней информации о действии чудесных пробиотических бактерий (если такая разновидность бактерий вообще существует и если они там в принципе есть), а значит, вводит потенциальных потребителей в заблуждение, дает обещания, которым не суждено сбыться.
Впрочем, в России ФАС однажды наказала Danone, но, скорее всего, лишь потому, что на ее рекламу пожаловались состоятельные конкуренты
Это касается другого продукта компании Danone — "Растишки". ФАС пришла к выводу, что за счет отсутствия в рекламе "Растишки" полной информации потребителей вводили в заблуждение.
Причем в то время рекламная компания под условным названием "Растишка - расти на здоровье!" была в самом разгаре. Ролики шли на телеканалах НТВ, ТНТ, 7ТВ, ТВ3, ТВ Дарьял, СТС, ТВ Петербург 5 канал, РЕН ТВ, ТВ ЦЕНТР, Россия, Первом канале, Домашнем, Звезда.
С претензиями к рекламе "Растишки" в ФАС обратилось ООО "Вимм-Биль-Данн Продукты питания". Поэтому появились нехорошие догадки. В частности, в деле усмотрели его заказной характер.
В заявлении ООО "Вимм-Биль-Данн" говорилось: "Содержание и форма подачи рекламы убеждает потребителя в том, что указанные продукты являются детским питанием, не содержат консервантов и обладают особенными (полезными) свойствами, стимулирующими рост и общее развитие детей. Однако указанная на упаковке рекламируемого товара информация о содержании белков и углеводов не соответствует требованиям пункта 3.1.1.5 "Гигиенических требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01"в продуктах детского питания. На упаковке также отсутствует информация о назначении и об условиях применения в отношении продуктов детского питания, предусмотренная частью 3 статьи 18 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Но ведь, как выясняется, и в рекламе "Активия" приводится очень даже неполная информация об этом продукте и о тех условиях, при которых он может (если вообще может) оказать позитивное воздействие на организм. Почему же ФАС России не принимает мер? Или действительно необходимо, чтобы с жалобой обратилась крупная и авторитетная фирма-конкурент?
Может быть, в будущем ФАС России и антимонопольные ведомства США все же смогут обмениваться информацией и действовать в унисон?
Сейчас нет практики взаимодействия ФАС с иностранными коллегами такими, как, Федеральная торговая комиссия в США (FTC).
Но недавно поступило сообщение о том, что Федеральная торговая комиссия США, Минюст США и ФАС России подписали соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с монополиями. Это первое соглашение, подписанное на уровне ведомств России и Америки. Правда, пока оно предусматривает сотрудничество в сфере противодействия коррупции и недобросовестной конкуренции, но, возможно, в дальнейшем границы сотрудничества расширятся, и данные о неправдивой рекламе международных компаний будут официально передаваться из контролирующего ведомства США в такое же ведомство России. И тогда ФАС сможет начинать расследования не с нуля, а уже имея некую информацию. Надежда на это есть, хотя и достаточно слабая.
Вывод: эффективно бороться с лживой рекламой в России некому, а значит, она будет транслироваться
Это почему-то не под силу даже такому влиятельному и независимому органу, как ФАС России. А может быть, она по каким-то причинам просто не хочет выявлять и запрещать рекламу, в которой есть недостоверная информация.
Мы же - потребители — не застрахованы, говоря просто, от обмана и рискуем покупать то, что не соответствует обещаниям производителя и нашим ожиданиям.
Авторы: Екатерина Шестакова, Леонид Мазурик
Р.S. Этот материал редакция подготовила по двум причинам. Первая: известие о том, что в США доказали неправдивость рекламы "Активии" и компания Danone (производитель йогурта) согласилась добровольно выплатить компенсацию, чтобы "замять дело" (текст мирового соглашения можно посмотреть здесь). Вторая: на наш запрос в ФАС России (о том, не видит ли эта служба нарушения законодательства в рекламе "Активия" и не намеревается ли проводить проверку) мы получили формальную отписку. Она демонстрирует нежелание службы заниматься этим вопросом, а следовательно, требовать, чтобы соблюдалось законодательство. Между тем, из-за рекламы, не соответствующей действительности, страдают потребители, то есть мы с вами.