Два крупных издательства — "Терра" и "Астрель" — ведут непростой спор в Арбитражном суде г. Москвы о том, вправе ли "Астрель" выпускать (переиздавать) произведения советского писателя-фантаста Александра Беляева. Он известен в первую очередь такими произведениями как "Человек-амфибия" и "Голова профессора Доуэля". Спор этот примечателен не только беспрецедентной суммой иска — издательство "Терра" требует, чтобы "Астрель" заплатило ему 7,5 миллиардов рублей —, но и тем, что еще раз обнажает сложность в толковании и применении законодательства по защите прав на интеллектуальную собственность.
Каждая сторона упирает на то, что ее действия имеют законные основания. Юристы, специализирующиеся на интеллектуальном праве, вынужденно отмечают, что добиться в России защиты прав на литературные произведения очень сложно. По сути, эти права не защищены. Тем интереснее, каким будет исход этого дела. Решение суда станет знаковым.
Ранее ответчик был не один
Помимо "Астрели" в незаконном издании книг советского фантаста обвинялось и издательство "АСТ Москва". Однако в ходе судебных заседаний юрист, представляющий интересы ответчика, сообщил, что "АСТ Москва" путем реорганизации была ликвидирована и присоединена к издательству "Астрель". Так что из двух издательств образовалось одно — "Астрель".
В московском арбитраже дело зарегистрировано под номером А40-99593/09-110-659 (карточку дела можно посмотреть здесь). Судебное заседание, состоявшееся в конце 2009 года, было отложено, так как суд запросил от истца дополнительные доказательства.
Из-за чего возник спор
В 2001 году издательство "Терра" выкупило права на произведения автора у дочери покойного писателя, проживающей в Санкт-Петербурге. Пользуясь этими правами, "Терра" выпустило за последние три года подарочные экземпляры Собрания сочинений в шести томах (всего 630 комплектов шеститомника по цене 114 тысяч рублей за каждый). Но в это же время другие издательства - "АСТ Москва" и "Астрель" тоже печатали произведения А.Беляева, но в гораздо большем количестве — в общей сложности более 25 тысяч экземпляров. Как заявил представитель издательства "Астрель" на первом судебном заседании, и раньше, а не только в последние три года, это издательство выпускало книги советского писателя-фантаста. Период в три года был взят с учетом срока исковой давности для расчета взыскиваемой суммы.
Спрашивается: почему, зная о существовании законного правообладателя, издательство "Астрель" (и ранее "АСТ Москва") тоже печатало книги А.Беляева, демонстрируя, таким образом, некорректное поведение? Все дело в трактовке закона.
"Астрель" утверждает, что истек срок, в течение которого охраняются права на произведения
Такой вывод ответчик обосновывает положениями закона "Об авторском праве и смежных правах", а также статьей 1281 ГК РФ (ФЗ "О введении в действие части четвертой ГК РФ"). Там сказано, что срок охраняемых прав на издание произведений после смерти автора составляет 70 лет. Но при одном условии — если к 1993 году не истек 50-летний срок охраны авторских прав после смерти писателя. А по мнению "Астрели", этот 50-летний срок как раз истек. Логика издательства такова: Александр Беляев умер 6 января 1942 году. Следовательно, к 1993 году 50 лет уже истекли. Исходя из этого, норма о 70-летнем сроке охраны авторских прав (после смерти писателя) не действует. "Поэтому мы могли пользоваться всеми правами на издание произведений" — пояснил "Право.Ru" после судебного заседания юрист издательства "Астрель" Тимур Алиев.
"Терра" указывает на другие пункты закона, из которых следует, что срок охраны прав действует до 2017 года
Юрист "Терры" Виталий Абдурахманов сказал Право.Ru, что ответчик не учел всех обстоятельств, оговоренных в законе "Об авторском праве" и влияющих на исчисление срока действия охраны на авторские произведения. В частности то, что Александр Беляев работал во время Великой Отечественной войны — в 1942 году он умер от голода на оккупированной немцами территории Ленинградской области. Это обстоятельство увеличивает срок охраны прав на произведения писателя еще на 4 года. На это указывает третий абзац пункта 5 статьи 27 закона "Об авторском праве и смежных правах" от 1993 года. Причем исчислять срок необходимо начинать, как сказано в пункте 6 статьи 27 этого же закона, с 1 января следующего года после смерти автора.
Таким образом, срок охраны прав на произведения А.Беляева надо исчсилять так: к 1942 году (год смерти ) необходимо прибавить еще 4 года, а затем начинать отсчитывать 50 лет с 1 января следующего года (то есть с 1 января 1947 года). Получается, что срок истекает 1 января 1997 года, а не к 1993 году, как утверждает ответчик — издательство "Астрель".
Поэтому, заключает юрист "Терры", срок исключительных прав Александра Беляева действует в течение 74 лет со дня смерти автора, то есть до 1 января 2017 года.
Что решит суд, очень важно для обеих сторон. Но не только для них, но и для всех, кто вынужден иметь дело с защитой авторских прав. О развитии событий по данному делу "Право.Ru" сообщит дополнительно.
Откуда взялась сумма иска
Рассчитывая сумму иска, издательство "Терра" опиралось на стоимость выпущенного им одного комплекта шеститомника - 114 тысяч рублей. Эта сумма была умножена на количество книг, изданных издательством "Астрель" (и "АСТ Москва") за последние три года. Полученная сумма была увеличена в два раза, так как по закону правообладатель имеет право взыскать с иного лица сумму в двукратном размере. Так и образовалась сумма в 7,5 миллиардов рублей.
Автор: Елена Шарпаева