ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 мая 2010, 14:52

В нашей юриспруденции ярко выражен приоритет формы над содержанием

В нашей юриспруденции ярко выражен приоритет формы над содержанием
Максим Бульба, партнер CMS Фото Право.Ru

Профессия юриста — это тяжелый, честный труд. Иногда достаточно изматывающий, так как требует серьезных интеллектуальных усилий. Такое напряжение — неотъемлемая часть работы, но когда задача, которой ты занимаешься, реализована, это стократно окупает любые усилия. Хочу отметить, что работать юристу следует непременно честно, так как именно такой подход окупается в долгосрочной перспективе. Не все это понимают: например, моя бабушка была уверена, что юристы только и делают, что обманывают людей.

Как правило, у юристов, работающих внутри компаний (так называемых "инхаусов"), профессиональных стрессов меньше, чем у юристов-консультантов. С другой стороны, у "консалтеров" куда больше возможностей для профессионального роста, расширения своих компетенций за счет большего разнообразия дел. Каждый выбирает сам, что ему ближе. Лично я всегда работал в консалтинге и мне кажется, что именно это направление мне подходит.

В российской юриспруденции ярко выражен приоритет формы над содержанием: чиновники склонны обращать больше внимания на запятые и форматирование, чем на суть документа. На западе все более разумно: если документы сделаны корректно, но, допустим, не хватает запятой, никто не укажет вам на дверь. В России не так: одних моих знакомых, например, заставили прошить документ, состоящий из одной страницы просто потому что такова была практика оформления документов в конкретном госучреждении.

В юриспруденции, как и в любой другой профессии, встречаются и профессионалы, и непрофессионалы, равно как порядочные и непорядочные люди. Я не склонен, например, обвинять всех судей в продажности, а чиновников — в некомпетентности. Более того, я лично знаю чиновников, которые дадут фору любому бизнес-юристу.

Я за стабильность. Сегодня законы все время дорабатываются, совершенствуются, уточняются. В этом нет ничего плохого, однако такой подход все-таки мешает работе, так как юрист не может быть уверен на 100 процентов, что за последнее время что-то не изменилось. Куда лучше сразу написать законы, которые не нуждаются в доработке, и применять их, ничего не меняя в них хотя бы несколько лет.

Мне кажется, что реализация инициативы Антона Иванова о введении в России прецедентного права на самом деле станет легитимизацией уже существующей практики. Сейчас решения судов высших инстанций de facto становятся разъясняющими указаниями для нижестоящих судов. Поэтому никакой особой революционности в этом шаге нет.

В российском законодательстве необходимо совершенствовать систему технического регулирования и сертификации. Цель максимум — упрощение всех подобных процедур: бизнес и юридическое сообщество скажут власти огромное спасибо. Реформы в этом направлении происходят с 2002 года, но еще есть, над чем работать.

Думаю, что для многих юристов логичное продолжение карьеры — создание собственного бизнеса в том числе и потому, что российскому адвокату сложно уйти на повышение в суд или прокуратуру. Однако навыки юриста не означают автоматического успеха на предпринимательской ниве.

Несмотря на то, что последнее время наблюдается тенденция гармонизации различных систем права, англо-саксонская модель при совершении сделок по слияниям и поглощениям и при регистрации бизнеса доминирует. Именно она предоставляет юрлицам самые лучшие возможности в сфере защиты своих интересов. Вряд ли в ближайшем будущем такое положение вещей изменится.