ПРАВО.ru
Актуальные темы
23 октября 2008, 18:50

ВГТРК подал в суд на Mail.Ru

Интернет-право: ВГТРК подал в суд на Mail.Ru
Главный редактор ВГТРК Дмитрий Медников

В апреле текущего года представители ведущих СМИ собрались на конференции «Интернет и бизнес».  ВГТРК, ИД «Коммерсантъ», «Газета.Ru», международная информационная группа «Интерфакс», РИА «Новости» и Sports.Ru  обсудили вопросы по защите авторских прав в сети.

Общими усилиями авторы специального соглашения обязались выработать ряд мер по  мониторингу нарушения авторских прав в Интернете.  Однако отсутствие юридических инструментов для решения подобных споров уже привело к первым громким процессам. ВГТРК подал в суд на компании Mail.Ru и Вконтакте.ру.  Об этом сообщил главный редактор телеканала «Вести» Дмитрий Медников.

Предмет спора – незаконное размещение видео контента  на страницах ресурсов.  Комментируя ситуацию, Медников заявил, что пока речь шла лишь о коротких новостных сюжетах компания могла с этим мириться. Но недавно выяснилось, что новостные сводки — верхушка айсберга, на просторах сети крутятся ролики сериалов, программ и целые фильмы, принадлежащие ВГТРК.  

В представительстве Mail.Ru заявили, что пока не получали  информации относительно иска, но в любом случае, руководство надеется решить проблему мирным путем, поскольку обе организации давно и плодотворно сотрудничают. Касательно содержания претензии, сотрудники компании выразили недоумение, отметив, что невозможно уследить за тем, какой ролик выкладывает  каждый конкретный пользователь. По мнению представителей Mail.Ru, ситуацию усложняет отсутствие законодательных норм, регламентирующих работу видеохостингов.

Инициативу ВГТРК поддержало медиасообщество. Руководства крупнейших СМИ глубоко обеспокоены правилами игры рынка. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что подобного рода конфликты возникают не только в отечественном секторе Интернет-бизнеса.

Летом прошлого года в США разразился скандал между звукозаписывающей студией  Warner Music и социальной сетью Imeem. Музыкальная компания подала судебный иск,  текст которого содержал следующую претензию: " Imeem приглашает миллионы пользователей на свой сайт, чтобы те копировали, распространяли и воспроизводили нелицензионные звукозаписи и музыкальные видеоклипы". Чтобы как-то сгладить конфликт социальная сеть прибегла к услугам компании  Snocap, которая установила специализированные фильтры для защиты аудио контента. В результате Warner Music отозвали свой иск и решили проблему путем переговоров. Сделка завершилась с учетом интересов обеих сторон. Социальная сеть Imeem обязалась поделиться долей рекламных доходов  в обмен на предоставление  видео-  и аудио контента Warner Music.  

За рубежом к вопросам защиты контента подошли не только с  теоретической, но  и с практической стороны.  Так в 2007 году был запущен пилотный проект АСАР – своеобразный протокол для поисковых систем. Первым клиентом  необычного сервиса  стала британская газета The Times. Позже к проекту присоединились еще 400 крупных сайтов из 40 стран.  Впрочем, среди поисковиков АСАР пользуется успехом только у французского Exalead. Переговоры с гигантами типа  Google, Yahoo и MSN не дали никаких результатов.

5 сентября текущего года данный проект был презентован в России, в рамках круглого стола «Защита прав владельцев контента в Интернете».  За внедрение проекта на отечественном рынке выступил заместитель гендиректора РИА Новости Валерий Левченко: «Есть три пути решения проблемы соблюдения авторских прав. Первый – внесение изменений в законодательство, что невероятно сложно и долго. Вторым вариантом является инициатива самих издателей. Наконец, третий путь – технические средства для обеспечения надлежащего использования информации».  

В тоже время Михаил Чеканов, руководитель отдела маркетинга продуктов «Рамблер-Медиа» не поддержал инициативы издателей: «Сейчас скорость распространения контента по различным каналам информации очень высока и может быть обнаружена на другом контенте в виде, совершенно отличном от первоначального. На самом деле нужно либо с самого начала открывать свободный доступ к материалу, либо нет. Таким образом, я не вижу смысла в использовании АСАР. Интернет в принципе не имеет стандартов, есть рекомендации. Некоторые используются, некоторые – нет».

Представители видеохостингов в один голос заявляют: пока не появятся четкие рекомендации со стороны законодателей, конфликты, связанные с правомерностью использования чужого  контента  будут продолжаться. 

РИА Новости, Интерфакс, Коммерсант