17 октября текущего года компания «Мосэнерго» подала заявление в ГУВД Москвы. В документе руководство холдинга указало на обстоятельства, которые считает признаками хищения в особо крупном размере. Сумма предполагаемого ущерба составляет 1 миллиард рублей. Уголовное дело по статье 159.4 УК РФ («мошенничество») было возбуждено 21 октября. Информацию подтверждают органы следствия и представители компании.
Поводом к возбуждению уголовного дела послужила сделка трехлетней давности, тогда «Мосэнерго» лишилось контрольного пакета акций в своем расчетном банке КБ «Трансинвестбанк». Энергетический холдинг являлся главным клиентом кредитной организации по расчетно-кассовому обслуживанию с 1997 года. В числе собственных активов «Мосэнерго» имело 72,4% акций ТИБа. Ситуация изменилась весной 2005 года. Руководство холдинга решило значительно урезать долю компании в «Трансинвестбанке». В результате была произведена дополнительная эмиссия в пользу других акционеров. В конечном итоге доля активов «Мосэнерго» сократилась до 24,6% акций ТИБа.
Летом 2005 года вокруг руководства холдинга разгорелся скандал. Экс-президент РФ Владимир Путин обвинил топ-менеджеров компании в цинизме и профнепригодности. Тогда же стало известно, что инициатором сделки по продаже акций ТИБа выступил генеральный директор холдинга Аркадий Евстафьев.
По версии следствия, Евстафьев продал блокпакет акций ТИБа подконтрольным оффшорным фирмам, которые на тот момент находились на Виргинских островах, в сделке принимали участие и два других акционера ТИБа. Главной целью аферы был последующий выкуп «Мосэнерго» акций банка, но уже по более высокой цене. После скандала в правительстве, все руководство было отстранено от работы, этот факт, считает следствие, помешал мошенникам реализовать задуманную схему. Делом по продаже ценных бумаг заинтересовались в руководстве РАО ЕЭС. В феврале 2006 года было решено вернуть в ведение «Мосэнерго» контрольный пакет акций банка, увеличив число активов до 100%. Причем, выкупить акции, предполагалось по той же цене, по которой они были проданы бывшим руководством компании. Ответственным за исполнение сделки назначили заместителя председателя совета директоров РАО ЕЭС Павла Смирнова, который также входил в совет «Мосэнерго». В качестве юридического сопроводителя сделки он порекомендовал компанию «Бюро правовых исследований» (БПИ). За вознаграждение в размере 100 тысяч рублей БПИ обязалась завершить процесс к концу 2006 года, поясняют в «Мосэнерго». С этого момента ситуация превращается в клубок противоречий, где у каждого участника своя версия.
По словам представителей энергохолдинга, к концу срока исполнения поручения: в сентябре 2006 года БПИ получила аванс на выполнение задания (321 миллион рублей). Любопытно, что юристы «Мосэнерго» не могут объяснить механизм возникновения этой суммы.
Практически через год, в августе 2007 года БПИ направила отчет о выполнении задания, при этом, отмечают «энергетики», поручение не выполнялось. В тоже время в документе сообщалось о полностью потраченном авансе и о том, что энергохолдингу необходимо возместить 956,6 миллиона рублей оставшимся акционерам ТИБа за выкуп активов банка.
БПИ объясняло наличие крупной суммы решениями третейского суда при фонде «Право и экономика ТЭК» (исполняющий функции третейского суда при РАО ЕЭС), которые он вынес в декабре 2006 года и в январе 2007 года на основании четырех исков от фирм-акционеров ТИБа.
Интересы «Мосэнерго» в суде представляло БПИ, поясняют в компании, однако о наличии решений третейского суда по выплате компенсаций руководству холдинга стало известно лишь в тот момент, когда сроки обжалования истекли. До октября текущего года велись переговоры по урегулированию конфликта, поэтому «Мосэнерго» не решалось подавать иск в арбитраж раньше времени.
Основанием для возбуждения уголовного дела послужило еще одно решение третейского суда, согласно которому «Мосэнерго» запретили расторжение договора с Трансинвестбанком и перевод расчетно-кассовых операций в иную кредитную организацию. Вслед за этим постановлением в Трансинвестбанк стали поступать исполнительные листы по прошлым решениям о компенсациях. По этим документам со счетов банка списывались средства. Общая сумма списания за вычетом аванса — 565 миллионов рублей. В заявлении, направленном от «Мосэнерго» в ГУВД, сообщается, что по данным руководства компании, Павел Смирнов, не являясь генеральным директором БПИ, все же руководил действиями фирмы. В этом же документе упоминается о подконтрольности Смирнову остальных фирм — акционеров ТИБа. В заключении, представители «Мосэнерго» сообщают органам следствия, что, по их мнению, Павел Смирнов лично разработал стратегию «поэтапного похищения» средств компании.
Смирнов отрицает все подозрения в свой адрес. У него есть собственное мнение о происходящем. По словам бывшего председателя совета директоров ТИБа, его рекомендации относительно БПИ не имеют двусмысленного характера, поскольку организация была юридическим генподрядчиком «Мосэнерго» еще с 2004 года. Смирнов утверждает, что у юрфирмы существует доверенность от холдинга на осуществление «любых юридических и фактических действий» в процессе по акциям ТИБа. Кроме того, во время слушаний по искам бывших совладельцев банка, была озвучена независимая оценка стоимости 100% пакета – 3,3 миллиарда рублей. Истцы были готовы получить за 47,8% активов 956,6 миллионов рублей. Однако сотрудник БПИ, отстаивающий интересы Мосэнерго, заявил, что цена завышена.
По словам Смирнова, это отражено в решении суда, вердикт которого, как выяснилось, обжалованию не подлежал. Между «Мосэнерго» и другими совладельцами банка существовало соглашение, на основании которого решения третейского суда признавались окончательными. Смирнов добавил, что менеджмент «Мосэнерго» был в курсе происходящего, по его словам, данный факт подтверждает корреспонденция - подробные отчеты по процессу. Одним из судей, по этому делу был Игорь Васильев, он отказался от комментариев, однако пояснил, что решение можно было обжаловать в арбитраже, несмотря на существующее третейское соглашение, достаточно применить статью 233 АПК РФ («основания для отмены решения третейского суда»). В настоящее время «Мосэнерго», прекратив все переговоры по урегулированию конфликта, ожидает результатов расследования по уголовному делу.