Совместное исследование портала "Страхование" (проект агентства экономической информации "Прайм") и редакции портала "Право.Ru" посвящено анализу судебной практики 2010 года по спорам страховых компаний с клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В исследовании изучены материалы вынесенных решений из базы данных арбитражных судов РФ (с массивом отобранных дел можно ознакомиться здесь), однако сознательно исключены дела по суброгации (исками страховщиков друг к другу суды особенно перегружены, об этом можно прочитать в материале "Страховой перегруз московского арбитража — злоупотребление правом?"). Отдельно стоит отметить, что в общей массе дел, которые приходится рассматривать арбитражным судам страны, дела о суброгации составляют 99% от общего числа.
Всего были изучены материалы о восемнадцати крупнейших (по объему собранной страховой премии за 2010 году) страховых компаниях страны. В расчет брали все дела, решения по которым были вынесены арбитражными судами страны в любой инстанции. Данные по СГ "МСК" и "Спасским воротам" даны раздельно, поскольку в 2010 году юридическая процедура объединения двух компаний не была завершена.
Исследование ставило задачей выяснить эффективность работы юридических служб отдельных крупнейших компаний не "на потоке" суброгационных дел, а по отдельным разбирательствам между юридическими лицами, что подразумевает более высокий уровень подготовки сторон, чем в спорах с физлицами.
Один из важнейших выводов исследования заключается в том, что автокаско не только "локомотив" рынка страхования, но и явный груз для судебной системы. Из 977 дел, рассмотренных в исследовании, 540 относится к требованиям по договорам автокаско. Таким образом, даже с клиентами — юридическими лицами страховщики в основной массе судятся не "по заводам и пароходам", а по автомобилям. Примечательно, что по числу действовавших договоров с юридическими лицами в 2010 году лидером (если исключить ОСАГО) являлось не автокаско, а страхование имущества. Так с юридическими лицами действовало 483500 договоров автокаско, в то время как число договоров страхования имущества превысило 499000. Таким образом, превалирование исков по автострахованию может свидетельствовать о конфликтности правил страхования, которые используют страховщики в своей работе. Стоит также отметить, что на данную ситуацию повлияла и сложившаяся в последние годы практика страховых компаний, которые по полной программе пользовались возможностью изменять правила страхования в уведомительном порядке без согласования со страховым надзором.
Между тем, крупных исков, с объемом требований более 10 млн руб., было зарегистрировано не так много. Например, у "СОГАЗа" – крупнейший иск в прошлом году был от эстонского судовладельца Vikerkaar Transport OU с объемом требований на 132 млн руб. По большей же части, в арбитражных судах иски объемом от 500000 руб. до 5 млн руб. уже можно было отнести к крупным.
Среди других крупных исков можно отметить иск к "РЕСО-Гарантии" от ООО "Хроно-С" по страхованию имущества на 9,3 млн руб., к "РОСНО" от ИП Третьякова на 11 млн руб., к "Согласию" от ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" на 14 млн руб. (остался неудовлетворенным), к "Группе Ренессанс страхование" от ООО "Кедр" на 18,98 млн руб.
В рамках проведенной работы все оцениваемые компании были разбиты на три группы по двум параметрам: по соотношению проигранных исков к заявленным, а также по доле истребованных со страховой компании через суд средств. В первом случае наибольшую эффективность продемонстрировала СК "Согласие", у которой показатель проигранных дел составил "всего" 51,2% от рассмотренных в прошлом году судами. Стоит также отметить, что лидером рейтинга оказался единственный страховщик, который прокомментировал результаты работы своей юридической службы. "Роль правовой службы страховой компании увеличивается в прямой зависимости от увеличения объемов работы и спектра деятельности самой компании, так как неизбежно увеличивается и рисковая претензионно-исковая составляющая, которая ложится на плечи юристов страховщика. Не является исключением и работа правового управления СК „Согласие“, поскольку рост оборотов компании в последнее время является значительным. По итогам минувшего года можно сделать вывод, что в производстве правового управления наблюдается увеличение показателей по количеству дел и средней сумме претензионно-исковых требований. Эффективность работы правового управления подтверждается результатами рассмотрения крупных споров с участием компании. Так, по ситуации на 1 марта 2011 г. более 50% таких страховых споров (не включая суброгационную работу) с участием компании в первой инстанции разрешены в пользу страховщика. При этом подавляющая часть решений была оставлена в силе вышестоящими инстанциями", — говорится в комментарии "Согласия".
Наиболее печальные результаты работ юридических служб продемонстрировали следующие компании: "Цюрих" (проигравший три из четырех заявленных исков), "Ингосстрах" (75,81%), "СОГАЗ" (76,67%), СГ "МСК" (77,78%), "Спасские ворота" (80%), "Ростра" (88,46%) и СК "МАКС" (89,74% проигранных дел).
Стоит отметить, что компании "Спасские ворота" (с которой взыскано 78,69% заявленных суду требований), "Ростра" (78,69%), "МАКС" (89,74%) а также присоединившееся к ним "РОСНО" (88,46%), являются лидерами по числу истребованных с них по суду средств. И если ситуация по "Спасским воротам" и "Ростре" может быть объяснена некой потерей качества менеджмента в связи с происходящими в компаниях пертурбациями, то в случае двух других страховщиков – "РОСНО" и "МАКС" такой высокий уровень взысканных средств можно объяснить лишь высокой долей договоров автострахования в портфеле.
Компания |
Количество исков к страховщику |
Вынесено решений в пользу истца |
Соотношение проигранных исков к их общему количеству |
Согласие |
41 |
21 |
51,22% |
Ренессанс страхование |
44 |
28 |
63,64% |
ВСК |
177 |
117 |
66,10% |
Росгосстрах |
54 |
36 |
66,67% |
РЕСО-Гарантия |
19 |
13 |
68,42% |
АльфаСтрахование |
54 |
37 |
68,52% |
ЖАСО |
39 |
27 |
69,23% |
Капитал Страхование |
20 |
14 |
70,00% |
Югория |
89 |
63 |
70,79% |
УралСиб |
49 |
35 |
71,43% |
РОСНО |
37 |
27 |
72,97% |
Цюрих |
72 |
54 |
75,00% |
Ингосстрах |
62 |
47 |
75,81% |
СОГАЗ |
90 |
69 |
76,67% |
СГ МСК |
45 |
35 |
77,78% |
Спасские ворота |
20 |
16 |
80,00% |
Ростра |
26 |
23 |
88,46% |
МАКС |
39 |
35 |
89,74% |
Отдельно стоит отметить очень высокий уровень претензий со стороны клиентов к ВСК. К компании было подано более 18% от общего числа исков к крупнейшим страховщикам. При этом по показателям эффективности работы юридических служб страховщик входит в тройку лучших. Скорее всего, компания недостаточно хорошо информирует своих клиентов об условиях страхования, что в конечном итоге приводит к конфликту сторон, который разрешается в суде.
Компания |
Объем заявленных требований, тыс. руб. |
Объем взысканных по суду средств, тыс. руб. |
Доля взысканных средств к заявленным |
Росгосстрах |
213351 |
49038 |
22,98% |
Капитал Страхование |
13734 |
3499 |
25,48% |
ВСК |
303394 |
87741 |
28,92% |
АльфаСтрахование |
117367 |
50467 |
43,00% |
Цюрих |
17897 |
8801 |
49,18% |
Ингосстрах |
56167 |
28710 |
51,12% |
СГ МСК |
54954 |
28488 |
51,84% |
Ренессанс страхование |
70027 |
36942 |
52,75% |
УралСиб |
61780 |
34368 |
55,63% |
Согласие |
142318 |
85316 |
59,95% |
ЖАСО |
15242 |
9431 |
61,88% |
СОГАЗ |
275982 |
174974 |
63,40% |
Югория |
130274 |
87429 |
67,11% |
РЕСО-Гарантия |
18554 |
13305 |
71,71% |
Спасские ворота |
7703 |
5712 |
74,15% |
Ростра |
45132 |
35516 |
78,69% |
РОСНО |
99915 |
85080 |
85,15% |
МАКС |
42534 |
39804 |
93,58% |
Также нельзя не рассмотреть и лидеров по абсолютной сумме заявленных требований. Ими, несомненно, являются "ВСК" и "СОГАЗ", чьи клиенты попросили вернуть страховщиков 303,39 млн руб. и 275,98 млн руб. соответственно. Получили, правда, они значительно меньше: 87,74 млн руб. 174,97 млн руб. На третьем месте разместился "Росгосстрах", к которому предъявили исков на 213,351 млн руб., а взыскали лишь 49 млн руб.
"Основные причины возрастающего количества обращений корпоративных клиентов в арбитражные суды – это необоснованные отказы, снижение размера выплат и затягивание рассмотрения страховых случаев", — говорит глава фирмы "Главстрахконтроль" Николай Тюрников. По его оценке, страховщики не доплачивают по признанным страховым случаям от 30 до 70%, а также увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – в среднем (по сложным убыткам) с вполне достаточных 2 месяцев до шести — восьми, то есть в 3-4 раза.
Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 году возрастет как количество страховых исков, так и сумма взыскиваемых со страховщиков средств. Так, только к компании "АльфаСтрахование" в конце 2010 году – начале 2011 года были поданы несколько крупных исков. В частности, "ФСК ЕЭС" просило взыскать со страховщика 499 млн руб. по аварии на Чагинской подстанции в 2008 году (суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме), и почти 110 млн руб. за аварию на подстанции "Пыть-Ях". В марте было суд утвердил мировое соглашение между Лебединским ГОКом и страховщиком по спору о взыскании 857,6 млн руб. Возможно, в 2011 году будет вынесено судебное решение по спору "СОГАЗа" и "Газпром добыча Астрахань" о взыскании со страховщика более 107 млн руб.
"В том, что 2011 год станет годом резкого роста страховых споров, рассматриваемых арбитражными судами, у меня сомнений нет. Очевидно, что в тяжелый для всех 2009 год, чуть менее тяжелый 2010 год, очень многие страховые компании работали над уменьшением расходов, в том числе, за счет сокращения выплат и отказов клиентам", — отмечает Тюрников.
Кроме того, можно отметить и тенденцию укрупнения объемов исков, прослеживающуюся в 2011 году. Например, согласно статистике "ГлавСтрахКонтроля", средний размер заявленных компанией исковых требований по корпоративным клиентам составляет 34,6 млн руб.
"Но подобная тенденция не должна продлиться долго. Мой прогноз – с 2013 года страховщики опять „повернутся лицом“ к своим корпоративным клиентам, которые к тому моменту изрядно в них разочаруются, и заново начнут выстраивать цивилизованные отношения", — уверен руководитель "ГлавСтрахКонтроля".