ПРАВО.ru
Актуальные темы
26 октября 2011, 0:00

"Если ты расстрелял собственный парламент, то не жди, что в стране все будет как в Швейцарии или Франции"

"Если ты расстрелял собственный парламент, то не жди, что в стране все будет как в Швейцарии или Франции"

Сегодня Председатель Конституционного Суда пообщался с журналистами. Общение проходило в РИА Новости, которое Зорькин назвал "богоугодным агентством", очевидно имея в виду красоту нового здания пресс-центра. Глава и все судьи КС приехали в Москву вчера, чтобы принять участие в предстоящих празднествах, посвященных двадцатилетию Конституционного Суда. Этому событию была посвящена и пресс-конференция Зорькина, продлившаяся, несмотря на занятость председателя, два часа.

У московской студии было налажено подключение с пресс-центрами в Томске и Санкт-Петербурге, поскольку, говоря словами Зорькина, "Москвой Россия не ограничивается". Модерировал общение главы КС с прессой гендиректор РАПСИ Виталий Ушканов, чья задача состояла в том, чтобы следить за регламентом и, как заметил сам председатель, "незаметно поправляя манжеты рубашки", периодически показывать Зорькину на часы.

Вопросы председателю задавали самые разные, содержание которых, впрочем, зависело от личности каждого отдельно взятого журналиста. Что примечательно, на встрече в основном присутствовали те представители масс-медиа, пик активного творчества и известности которых пришелся как раз на эру рассвета конституционализма в России. И им, и Зорькину было приятно вспомнить былые времена, и это объяснимо: отношение к новейшей истории в нашей стране еще не сформировалось, а потому председатель КС был свободен в своей оценке политических и правовых событий двадцатилетней давности, не рискуя быть уличенным в оппозиционным взглядах.

Вопросы более молодого поколения свободы для рассуждений Зорькину не предоставили: не столь опытные журналисты спрашивали у него, должны ли исполнятся в России решения Страсбургского суда, поддерживает ли глава КС инициативу Путина о создании административных судов и какой из существовавших законов о Конституционном Суде он считает самым лучшим. Ответы и рассуждения Зорькина, прозвучавшие в РИА Новости, можно условно разделить на две серии — о прошлом и о будущем.

О прошлом

Говоря о Конституционном Суде на заре его становления, Зорькин подчеркнул, что на амбразуру судьи не бросались, но их решения и не прятались "как рыбки в пруду". Поэтому, отметил он, "нам есть чем отчитаться перед обществом с точки зрения принятых за наше двадцатилетие решений". Самые важные решения КС, среди которых его глава назвал решение по КПСС, по суверенитету, отмену смертной казни, это, по словам председателя, "вехи, которые образуют каркас, на котором возводится здание нашего непредсказуемого будущего". Таких решений немного – десяток из тысячи, но каждое из них имеет принципиальное значение.

Узнав о том, какими решениями он гордится, в продолжение этой темы журналисты спросили у Зорькина, о каких решениях Конституционного Суда он жалеет. Он ответил, что не все удачно складывалось у КС в области налоговой сферы, но добавил, что судьи пытались это поправить своей последующей практикой.

"Вообще – перешел Зорькин к самому главному — есть принципиальные вещи, в которых нельзя делать ошибок, к которым выражение „поумнеть не поздно“ не применимо. Если сделана стратегическая ошибка в какой-то вехе, о которых я говорил, тогда надо покаяться и уйти".

И следом глава КС объяснил, почему не считает свои действия и решения в 1993 году ошибкой: "Это был очень сложный период, может быть, стратегически Конституционный Суд мог и по-иному поступить. Но ситуация в стране была ненормальная, это была политическая революция, а мы обязаны были охранять Конституцию. Мы сказали тогда, что Конституция, которая есть плоха, но не может существовать неконституционной конституции, ведь это единственный масштаб, на основе которого может действовать наш суд. А конфликт может возникнуть и при самой хорошей конституции", — печально констатировал Зорькин. И продолжил свою мысль: "Всегда будут желающие перетянуть одеяло на себя. Если бы тогда, в 1993 году стороны, севшие за стол переговоров, эти переговоры продолжили, а все предпосылки для этого были, я вам как информированный человек говорю, мы бы уже тогда имели готовый текст конституции".

Глава КС рассказал также, почему в 93-м году начался конфликт, а переговоры не увенчались успехом: "Процесс принятия новой конституции сознательно затягивали отдельные эгоистичные группы и из исполнительной, и из законодательной власти, становясь на трибуны и провоцируя друг друга. Когда вместо конституции идут эмоции, что еще можно ожидать?".

Чего можно и чего нельзя ожидать в таком случае Зорькин тоже сказал: "История не заканчивается принятием Конституции 93-го года. Кто-то упрекает Россию в том, что в ней недостаточно демократии. Но если ты расстрелял собственный парламент, то не жди, что в стране только что вышедшей из века правового нигилизма, все будет как в Швейцарии или Франции".

О настоящем и будущем

Ответы Зорькина на некоторые вопросы, посвященные современным реалиям, конечно, были очевидны. Например, на вопрос о том, должны ли исполняться в России решения ЕСПЧ, он ответил, что да, так же как Волга должна впадать в Каспийское море. Он также добавил, что в России с исполнимостью решений Страсбургского суда дела обстоят лучше, чем в некоторых других странах. Более того, "ни один конституционный суд не сделал для продвижения правовых позиция ЕСПЧ в национальную правовую систему столько, сколько сделал для этого наш суд", — решительно сказал Зорькин.

На вопрос о возрожденной Общероссийским народным фронтом Путина идее об административным судах, Зорькин пояснил, что КС уже положительно высказывался о необходимости существования отдельного административного судопроизводства, а потому он может это мнение повторить, не боясь быть уличенным в слепом одобрении действий власти.

Главу КС спросили и о его отношении к идее создания единого высшего судебного органа вместо существующих трех для устранения конфликта их полномочий. "Сутулому человеку кажется, что стоит сшить новый костюм и все изменится. Но сутулость его на самом деле не исчезнет", — образно ответил Зорькин. "Перетягивание каната вне пределов своих полномочий никогда не принесет положительных результатов", — добавил он еще одну метафору. "К тому же для этого придется менять Конституцию", — сказал Зорькин. "Но я надеюсь и исхожу из того, что Конституцию не будут трогать всуе", — высказался глава КС об Основном законе. "Моя точка зрения заключается в том, что российская Конституция — наиболее стабильная и трудноизменяемая конституция. И это правильно — шараханье из крайности в крайность ни к чему доброму не приведет", — заключил он.

Еще Зорькин рассказал о нескольких интересных фактах, высказывания по которым можно дать одной строкой.

О взаимоотношениях внутри суда: "Все судьи КС между собой равны. У нас у всех столько независимости, что порой при обсуждении вся атмосфера накаляется, но это не мешает нам потом в дружеской обстановке пить чай".

О давлении на суд: "Это было всего один-единственный раз при Ельцине. Больше такого не случалось никогда".

Об электронном правосудии: "У нас уже давно полностью электронное судопроизводство. Все дела существуют в электронном виде. А к трансляции заседаний мы были готовы уже, что называется, вчера. Все, что нам нужно – чтобы нам предоставили для этого отдельный канал связи".

О рассмотрении дел: "Практически нет дел, которые бы пролежали в КС больше 1 года до своего завершения. В этом, конечно, огромная заслуга нашего аппарата".