ПРАВО.ru
Актуальные темы
9 ноября 2011, 20:56

О "мутантах в мутной воде", реформе следствия и новом ГК - выступление главы ВАС в Совете Федерации

О "мутантах в мутной воде", реформе следствия и новом ГК - выступление главы ВАС в Совете Федерации

В рамках сегодняшнего заседания Совета Федерации перед его членами выступил глава Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов. Его доклад был посвящен теме защиты права собственности и других вещных прав, но за 15 минут своего выступления Председатель ВАС затронул и другие злободневные темы: он рассказал сенаторам, чем плох Земельный кодекс и как его можно исправить, почему не движется законопроект о поправках в Гражданский кодекс, о том, почему надо наделить следователей независимостью наравне с судьями и почему людям надо объяснять, что брать чужое — плохо.

Пять компонентов зашиты права собственности и иных вещных прав

По мнению Иванова, это четкое и непротиворечивое законодательство, подробные правовые позиции судов по применению этого законодательства, единство судебной практики и ее стабильность, благоприятная правовая среда для принятия и исполнения судебных актов и общественное мнение, осуждающее каждого, кто посягает на чужую собственность.

Чем плох Земельный кодекс

По словам главы ВАС, принятый в 2001 году Земельный кодекс, стремясь повсюду внедрить либо право собственности на земельные участки либо договорный титул аренды, разрушил стройную систему вещных прав. Многие правообладатели не захотели выбирать из двух вариантов, предпочитая оставаться в прежнем положении. В результате, принцип соединения в одних руках прав на земельный участок и на иное недвижимое имущество на нем обратился в свою противоположность — количество объектов недвижимость, которые существуют в отрыве от земельных участков только увеличилось.

О новом Гражданском кодексе и пределах свободы договора

Иванов разъяснил сенаторам, что наибольшим изменениям в проекте поправок в ГК подверглись нормы о праве собственности и других вещных правах. Разработчиками были предложены оптимальные решения, касающиеся разнообразных видов вещных прав и их соотношения друг с другом. Проектом решены многие проблемы Земельного кодекса, например, существование прав на здания в отрыве от прав на земельные участки, точечная застройка и ряд других.

Однако движение этого проекта затормозилось по причинам, не связанным с защитой права собственности и других вещных прав — возражения вызвали некоторые нормы корпоративного и обязательственного права, якобы ограничивающие свободу бизнеса. "Но нельзя забывать, что помимо предпринимателей, чьи интересы отстаивают многочисленные влиятельные союзы, у нас есть миллионы простых граждан, чей голос в дискуссии о Гражданском кодексе, практически не слышен", — заметил Иванов. "К тому же договорная свобода при регулировании права собственности и других вещных прав во всех странах сведена к минимуму — все хотят знать, кто владеет активами. А в наших судах уже стало обычных делом, когда за здания на Варварке и Маросейке судятся два оффшора — с Кипра и Виргинских островов, представленные адвокатами, которые категорически отказываются раскрывать своих доверителей, — продолжил он и предупредил — Если мы еще больше расширим договорную свободу в этой сфере, то в зарубежных офисах будут решать судьбу такой недвижимости, даже не обращаясь в наши суды".

По мнению Иванова, в сфере корпоративного и обязательственного права также безмерное расширение договорной свободы не приведет к декларируемым результатам, "ведь активы переводят в оффшоры не только потому, что у нас плохая правоприменительная практика — в оффшоры людей толкает недружественное налогообложение и операции с активами". Глава ВАС обрисовал неутешительную картину будущего: "Пока мы не изменим систему налогообложения, например, не введем небольшой ежегодный налог на прирост капитала, вывод имущества в оффшоры будет продолжаться, какую бы степень свободы договора мы ни установили. А вот четкие гражданско-правовые конструкции будут размытыми, и тогда в этой мутной воде заведутся такие мутанты, что дело ЮКОСа покажется нам детским лепетом". В целях недопущения таких устрашающих последствий Иванов призвал к скорейшему принятию изменений в ГК РФ.

Об ответственности за злоупотребление процессуальными правами

"Для эффективной защиты права собственности важна благоприятная правоприменительная среда", — сказал Иванов, пояснив, что имеет в виду надлежащее исполнение судебных актов. Но, по его словам, в этой сфере много нарушений и нередко при рассмотрении дела даже в президиуме ВАС недобросовестные стороны отчуждают недвижимость третьим лицам с целью уклониться от нежелательного для них судебного акта.

"Мы много лет ведем разговор об усилении ответственности за злоупотребление процессуальными правами, а воз и ныне там. Нет уголовных дел, по которым привлекали бы за неуважение к суду. Причем складывается ощущение, что их не возбуждают сознательно — чтобы мы помучились", — заметил глава ВАС.

О единой базе данных судебных дел и реестров регистрации

"В Интернете есть все дела, которые рассматриваются нашими судами. Не пора ли увязать наши базы данных с реестрами регистрации  юридических лиц и прав на недвижимое имущество и сделок с ним, чтобы ведущиеся по поводу тех или иных объектов судебные споры автоматически появлялись в этих реестрах как особые отметки?" — озвучил Иванов сенаторам свое предложение. Он пояснил, что такие записи сделали бы многократное отчуждение одного и того же объекта бессмысленным, и добавил, что технически это достижимо, нужно только соответствующий закон.

О реформе следствия

Следствие по делам об экономических преступлениях, по словам Иванова, тоже компонент общей среды защиты вещных прав. Он обозначил проблему: "Довольно часто при рассмотрении обычных споров о защите права собственности нам сообщают, что против одной из сторон возбуждено уголовное дело. Как правило, эти дела потом прекращаются, хотя по ним принимаются обеспечительные меры, заключаются под стражу люди. Но ответственности за это следователи, как правило, не несут. В начале нашего столетия некоторые судьи арбитражных судов принимали неосновательные обеспечительные меры, что способствовало рейдерским захватам. Их за это лишали полномочий, подобная практика сошла на нет, но, к сожалению, только в судебной системе. На самом деле, эта практика плавно перекочевала в следственные органы и так укоренилась там".

Глава ВАС предложил и способ решения проблемы: "Чтобы достичь ощутимых изменений, надо обратиться к судебной реформе 1864 года, а именно к независимому статусу следователя, аналогичному статусу судьи. Сейчас следователи являются частью управленческой вертикали, им могут отдавать и часто отдают команды. Независимый следователь мог бы стать важным элементом упорядовачивания уголовной репрессии в экономической сфере".

Иванов также посетовал на то, что никто не несет ответственности за то, что следователи вызывают на допрос судей по делам, которые эти судьи рассматривают. "Что же будет тогда, когда эти же самые следователи получат возможность возбуждать уголовные дела против судей?" — задался вопросом Иванов и сам же на него ответил — Вопрос риторический, догадайтесь сами".

О воспитании

"Многие наши граждане безразлично относятся к посягательства на чужое имущество, а то и радуются им. Пока наше общество не изменит свое отношение к нарушителям чужих прав, правовые средства зашиты будут буксовать. Между тем, последние два десятилетия никто не объясняет гражданам, что брать чужое дурно".

Видно было, что выступление Иванова затронуло сенаторов, что называется, "за живое". Особенно заинтересовались они проблемным Земельным кодексом и спрашивали у главы ВАС несколько раз, как же эти проблемы решить. Он терпеливо повторил им главный тезис своего выступления — принять поправки в ГК, которые содержат "оптимальные решения, касающиеся разнообразных видов вещных прав и их соотношения друг с другом".

Отвечая на вопросы сенаторов, Иванов также пообещал, что в ближайшее время ВАС выйдет с законопроектом об обязательной подаче документов в электронном виде для государственных организаций и крупных предприятий. Он объяснил, что уже сейчас в электронном виде можно подать в арбитражные суды практически любое исковое заявление, за исключением заявления о принятии предварительных обеспечительных мер до принятия дела судом. Это пока обусловлено опасениями судей в том, что через Интернет будут подаваться фиктивные заявления такого плана. К тому же, глава ВАС положительно оценил прошлогоднюю инициативу Совета Федерации о передаче функций Следственного Комитета по расследованию дел в отношении спецсубъектов прокуратуре.

В свою очередь, сенаторы пообещали Иванову всяческую поддержку в его начинаниях, помощь и сотрудничество.