Валерий Зорькин, чьи полномочия председателя Конституционного Суда РФ истекли в понедельник, заручился поддержкой профильного комитета Совета Федерации для переназначения на этот пост в пятый раз. Во время заседания ему пришлось оправдать решение КС, которым была поддержана ликвидация выборности губернаторов, продемонстрировать абсурдность некоторых подходов ЕСПЧ на вопросе о квартале "красных фонарей" в Чечне или Дагестане, а также выслушать весьма лестную характеристику на себя.
Сегодня около полутора часов сенаторы из Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам и развитию гражданского общества общались с председателем КС РФ Валерием Зорькиным. Поводом для встречи стало представление президента Дмитрия Медведева о переназначении Зорькина в должности.
Стоит отметить, что назначение главы КС в этом году впервые пройдет по новой процедуре, введенной при Медведеве в 2009-2010 годах — ранее судьи сами избирали председателя Конституционного Суда из своего состава тайным голосованием, а срок пребывания на должности ограничивался тремя годами. Теперь главу КС утверждает Совфед, и он может бессрочно занимать свой пост.
Тем не менее Зорькин начал свое выступление перед сенаторами с откровения о том, что волнуется. "Я такого не испытывал с момента, когда впервые парламент России решал вопрос о назначении судей, назначении председателей", — однако скоро волнение у него прошло, и речь его стала богатой на образы и сравнения.
В первую очередь он поделился с сенаторами своим мнением о том, что Конституционный Суд РФ, которому исполнилось 20 лет, "состоялся". "Я с полной уверенностью могу сказать, мне не стыдно ни перед российскими гражданами, ни перед зарубежной общественностью. КС в общем-то орган вполне полноправный, достойный соратник конституционных судов мира. К российскому Конституционному Суду прислушиваются, особенно на постсоветском пространстве. Конечно, мы должны учитывать то, что мы начали работу, когда уже в развитых странах учреждения, которые занимаются конституционным контролем и строением, были созданы и имели 50-60 летний опыт работы", — рассказывал он с сенаторам. А потом перешел к планам, и заявил о намерении КС идти по пути открытости и помимо публикации всех своих решений на сайте, что уже делается, осуществлять трансляции заседаний.
После этого беседа плавно перетекла в "политическое русло", и Зорькин, не называя поименно, покритиковал политиков, которые сетуют на то, что Конституционный Суд РФ остается в стороне от происходящих в стране политических событий и не дает оценку по ряду вопросов. "КС РФ не действует по собственной инициативе, как было на первых этапах нашей деятельности, — констатировал Зорькин и заявил, что это — благо. "Конституционный Суд не должен втягиваться в активную политику, — объяснил он, а потом добавил: — Я бы слукавил, если бы сказал, что он совсем не прикасается к политике. Но дело в том, что он политически нейтрален по отношению к партийным и идеологическим программам. Он руководствуется только Конституцией, поэтому, если к нему не обращаются, то КС РФ молчит. И это правильно иначе он перестает быть арбитром".
По его словам, важное значение имеет взаимодействие конституционного суда с властями и, прежде всего, законодателем. "Конституционный Суд РФ, как и другие конституционные суды за рубежом, не должен быть экстремистом. КС должен исходить из принципа разумной, но достаточной осторожности, то есть он не должен прятаться в пещеру, но и не должен бежать впереди политического паровоза. И то и другое опасно и недопустимо для конституционного суда", — подчеркнул Зорькин.
Поднималась на заседании комитета СФ и тема выборности региональных руководителей. Сенатор Егор Строев припомнил, что несколько лет назад Валерий Зорькин "негативно высказался о выборах губернаторов".
В ответ глава КС РФ заметил, что Строев заставил его почувствовать себя "ужом на сковородке", вспоминая соответствующее постановление КС РФ. "Нас очень ругали за него, мол мы фактически санкционировали политику Кремля. Хочу напомнить, ни в одном из выступлений, включая само решение, КС РФ не говорил, что [ликвидация выборности] — прямо вытекающая из Конституции РФ конструкция. Наоборот, мы подчеркивали, что в сложившейся ситуации будет меньше демократии. Но это изменение вызвано определенными обстоятельствами и не противоречит Конституции РФ, поскольку она не предполагает какой-либо конкретной конструкции с точки зрения организации власти глав регионов", — напомнил он.
При этом Зорькин заявил, что и много лет назад и сейчас является "сторонником сильной президентской республики в России", а предыдущее решение КС РФ было правильным. В подтверждение своих слов он напомнил известный тезис о том, что тогда "выборность использовалась в деструктивных целях" и привел в пример США, где хоть губернаторы выбираются населением, но кандидаты всегда только от республиканской и демократической партии.
Однако больше всего времени Зорькин и сенаторы уделили обсуждению проблемы соотношения российского правосудия с Европейским судом по правам человека в Страсбурге и проблеме исполнения его решений.
Зорькин обратил внимание на то, что между Европейской конвенцией по правам человека и российской Конституцией практически нет противорейчий. "Но вопрос в другом — нормы же очень абстрактно записаны. И эта абстрактность приводит к тому, что в каждом конкретном случае нужно принимать свое решение", — посетовал глава КС РФ, а затем вернулся к своим словам о проблеме исторического подхода в решениях Страсбургского суда. "Одна и таже абстрактная норма не может быть одинаково решена в разных исторических ситуациях", — говорил Зорькин, и сенаторы одобрительно кивали. В подтверждении своих слов о необходимости учитывать национальные и исторические особенности, судья напомнил известное дело Соиле Лотси о запрете распятий в школах Италии, а также попросил представить, насколько реально, например, было бы создать по аналогии с Амстердамом улицу "Красных фонарей" в Чечне или Дагестане. "Есть предел компетенции Страсбургского суда. Он решает нарушено ли в конкретном деле права гражданина с точки зрения Конвенции по правам человека. Но он не имеет, на мой взгляд, права проверять [национальный] закон с точки зрения соответствия Конвенции. Конечно, это деликатное дело — Страсбург может указать государству: „посмотрите на законодательство“. Но дальше он входит в такие проблемы, которые связаны с конкретной действительностью в стране", — сказал он. Решения ЕСПЧ, которые пересматривают не только закон, но еще и фундаментальные принципы, по мнению Зорькина, для нормального цивилизованного сообщества, недопустимы.
Рассуждая дальше, Зорькин подошел к вопросу о возможности отказа России от исполнения требований Европейской конвенции. "Конечно, теоретически можно допустить, что будет разрыв, но нужно ли это России? На мой взгляд, не разрывать надо, а нужно бороться, чтобы там [в Страсбурге] были нормальные взгляды на саму Конвенцию", — отметил он.
На этом обсуждение серьезных проблем закончилось, и первый замглавы комитета СФ Алексей Александров зачитал характеристику на кандидата на пост председателя КС РФ, отметив, что Зорькин "пользуется абсолютно у всех судей КС РФ безусловным авторитетом" и обладает "безупречной репутацией как судья, как юрист и как руководитель".
Затем члены профильного комитета единогласно проголосовали за поддержку Зорькина на пост главы КС РФ, а тот поблагодарил сенаторов за доверие, пообещав приложить "все свои силы, чтобы они не разочаровались в своем решении". А глава комитета СФ Николай Федоров, подводя итоги голосования, превзошел все ранее отпущенные в адрес Зорькина комплименты. "Как говорили древние римляне, судья — это говорящий закон, вот для меня лично эталон говорящего закона — это не просто председатель КС, а Валерий Дмитриевич Зорькин", — сказал он.