Спор о том, в чьем ведении должны находиться административные дела и нужны ли для их рассмотрения специализированные суды, близок к завершению. Точку в дискуссии поставил сегодня на Съезде судей президент Владимир Путин, заявивший, что рассмотрением споров с госорганами должны заниматься суды общей юрисдикции. Лишь один человек рискнул с ним поспорить — глава Конституционного суда Валерий Зорькин.
О необходимости выделения административного судопроизводства, касающегося споров с исполнительной властью, в отдельный вид глава Верховного суда Вячеслав Лебедев говорил давно — соответствующий законопроект лежит в Госдуме с 2000 года. Свою позицию Лебедев неоднократно подкреплял ссылками на ч. 2 ст. 118 Конституции, которая закрепляет административное судопроизводство наравне с гражданским, уголовным и конституционным. Глава ВС РФ говорил как о возможности создания специальных судов, так и о том, что споры с госорганами вполне могут рассматривать коллегии судов общей юрисдикции. При этом, считал Лебедев, суды общей юрисдикции и так уже вполне успешно справляются с осуществлением административной юстиции. С этой идеей выразил согласие тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин, в предвыборной программе которого говорилось, что создание административной юстиции позволило бы защитить права граждан в спорах с государством. Тема получила свое развитие на прошедшем недавно Международном юридическом конгрессе, где зампред ВС РФ Петр Серков заявил, что нынешнее "двойное растворение" административного судопроизводства в ГПК и АПК препятствует созданию рационального правового механизма, который бы позволил "эффективно проводить оздоровление публичной власти". Но с этим мнением спорил глава ВАС Антон Иванов, который предлагал поделить административную юрисдикцию между арбитражными и общими судами. Иначе, по мнению Иванова, реформа административной юстиции будет "очень дорогостоящей вещью". А его заместитель Артур Абсалямов на том же конгрессе сказал, что пусть Конституционный суд либо законодатель, выскажутся, как должно будет перестроиться административное судопроизводство.
В своем сегодняшнем выступлении перед судьями президент Владимир Путин, среди прочего, коснулся и темы административной юстиции. "В первую очередь следует завершить создание административного судопроизводства, в кратчайшие сроки принять соответствующий кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления", — безапелляционно заявил он.
Но с президентом вступил в полемику глава Конституционного суда Валерий Зорькин. "В дискуссиях о том, какой из существующих судов должен рассматривать административные споры, остался в стороне главный вопрос — на основе какой нормативной базы их рассматривать", — заметил Зорькин. Он добавил, что Конституция выделяет в качестве самостоятельного вида судопроизводства административное судопроизводство, которое, соответственно, осуществляется на основе специального, а именно административно-процессуального законодательства. Сейчас такие дела рассматриваются на основе гражданско-процессуального или арбитражно-процессуального законодательства, а это значит, что административного судопроизводства в нашей стране не существует. Поэтому, по мнению Зорькина, реализовать соответствующие положения Конституции необходимо при помощи создания специальных административных судов. Но президент решил поспорить с главой КС после его выступления.
- Насколько я помню, административное судопроизводство относится к Верховному суду. В Конституции есть Верховный и Верховный (после небольшой паузы), то есть Высший арбитражный суд. Затрудняюсь назвать статью, но я читал Конституцию и видел собственными глазами, что там это прямо записано. И чего здесь? Какие сомнения? Или вы так трактуете Конституцию, что нам будет сложно это реализовать? — обратился Путин к Зорькину.
- Владимир Владимирович, я не сомневаюсь в Конституции и в ваших словах, — миролюбиво заметил глава КС и твердо продолжил, - часть 2 статьи 118 — это конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводства. Статья 126 говорит о том, что Верховный суд — это высший суд по уголовным, гражданским и административным делам. Я говорю о другом.
- О чем? А то вы нас к сомнению подвели, — перебил его президент.
- Я говорю о другом, — терпеливо продолжал Зорькин. — Это как в известном анекдоте про Маргарет Тэтчер и Индиру Ганди. Когда Брежневу помощник говорит: "Леонид Ильич, это Индира Ганди".
- Вы не закончили анекдот, — добавил Путин, — А Брежнев ему говорит: "Я вижу, что это Индира Ганди, но написано же — Маргарет Тэтчер". Надо до конца все доводить, — с легкой укоризненной улыбкой обратился президент к главе КС, а в зале раздались бурные продолжительные аплодисменты. Подождав, пока они стихнут, Зорькин продолжил:
- Верховный ли, Высший ли арбитражный суд, но они рассматривают сейчас дела по гражданскому и арбитражному процессуальному законодательству. Покажите мне административный процессуальный кодекс — вот о чем я говорю. Административное судопроизводство у нас сейчас только лишь вкраплено в Гражданский кодекс.
- Выковыривать его тогда надо и отдавать по компетенции, — предложил Путин.
- Говорят, что дьявол кроется в мелочах, но не говорят, что он есть и в более крупных вещах, — со вздохом сказал Зорькин. — Я за то, чтобы Конституция была исполнена и появилось административное судопроизводство с административным процессуальным законодательством.
- Перед Рождеством не пугайте нас, — завершил очередной шуткой полемику президент, чем вызвал очередной шквал апплодисментов. После этого слово было передано главному "виновнику" дискуссии — Вячеславу Лебедеву.
Он сразу сказал, что ему отрадно слышать позицию Зорькина о необходимости появления административного судопроизводства, но это —"всего-навсего процедура", создание которой, как и принятие специального кодекса, не потребует никаких затрат. Прежде всего, потому, что специальные коллегии по рассмотрению административных дел уже сейчас функционируют во многих судах общей юрисдикции и могут делать это и в дальнейшем. Общаясь с журналистами уже после своего выступления, глава ВС РФ сказал, что теперь ждет действий от президента: "Он внесет проект нового кодекса, в котором все будет расписано, а мы свой [проект о создании административных судов] отзовем".
Главный оппонент Лебедева по вопросу административной юстиции Антон Иванов сегодня в своем выступлении решил вообще эту щекотливую тему обойти стороной (прежде он говорил, что сложившаяся система распределения административных споров между судами общей юрисдикции и арбитражными судами и так достаточно логична). Он лишь отметил применительно к другим ветвям российской судебной системы: "Мы все — экипаж одной лодки, и удержаться на плаву этот корабль сможет только в том случае, если наши действия будут слаженными. Последнее, что может себе позволить российская судебная система сегодня — это конфликты внутри нашего сообщества". Однако позднее на вопрос корреспондента "Право.Ru", можно ли теперь считать, что место административной юстиции отведено в системе судов общей юрисдикции, Иванов ответил: "Думаю, что нет".
В самом конце, после всех выступавших Путин решил сказать еще "два слова в завершение". По его словам, случившаяся дискуссия для него оказалась совершенно неожиданной. "Действительно, мне сейчас Антон Иванов показал статью 118 Конституции, где написано, что в компетенцию Верховного суда входят гражданские, уголовные, административные и иные дела, — поделился он с судьями полученной информацией, — а в компетенцию Высшего административного суда — (очевидно, Путин имел в виду все же Высший арбитражный суд) экономические составы и иные. Можно предположить, что под иными подразумеваются в том числе административные. Видимо, на это председатель Конституционного суда Валерий Дмитриевич и сослался, это и имел в виду". Но дальше президент похвалил главу КС за очень удачную шутку про Брежнева, которую тот привел в пример. "Человек говорит не то, что видит своими глазами, а то, что написано, — резюмировал Путин. — Мне на самом деле все равно, какой суд что будет рассматривать, мне не все равно, как это отразится на гражданах". Он также напомнил сидящим в зале судьям, что уже сегодня часто возникают конфликты, когда гражданин идет в один суд, а получив какое-то решение, которое его не устраивает, тут же идет в другой и получает прямо противоположное решение. "Это никуда не годится", — строго сказал президент и призвал всех руководствоваться не ведомственными амбициями, а интересами каждого конкретного человека, чем вызвал очередной шквал аплодисментов.