Замоскворецкий суд приступил к делу "6 мая". Пока на скамье подсудимых 12 человек, еще 13 ожидают окончания следствия, двое осуждены. Одному из фигурантов выделенного дела не предъявили обвинительное заключение, но рассмотреть этот вопрос суд сегодня не успел, времени хватило только на то, чтобы выслушать всех фигурантов и продлить им с подачи прокурора меру пресечения на полгода.
Срок следствия по делу о массовых беспорядках 6 мая 2012 года продлен до 6 октября этого года, но "дело двенадцати" выделили в отдельное производство и передали в суд, как это ранее случилось с делами Михаила Косенко (сейчас идет в Замоскворецком суде), Максима Лузянина (признался в участии в массовых беспорядках и насилии в отношении полицейских, осужден на четыре с половиной года лишения свободы) и Константина Лебедева (признался в организации массовых беспорядков, пошел на сделку со следствием, осужден на два с половиной года лишения свободы).
Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют только в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК — до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК — до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Духанину и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в насилии в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК — до пяти лет лишения свободы).
Выездное заседание проходит в Мосгорсуде – в Замоскворецком райсуде, председатель которого Наталия Никишина ведет процесс — не нашлось зала, чтобы вместить всех 12 подсудимых. 10 из них находятся в СИЗО, Мария Баронова – под подпиской о невыезде, а Александра Духанина — под домашним арестом. Ее задержали первой – 27 мая 2012 года в лагере "Оккупай Арбат", 29 мая Басманный суд вынес постановление об аресте, но потом меру пресечения смягчили. Последнего на данный момент фигуранта Алексея Гаскарова арестовали 28 апреля этого года.
В начале предварительного заседания (оно закрыто для прессы) один из обвиняемых Сергей Кривов (об этом сообщил его адвокат Вячеслав Макаров) заявил отвод судье, т.к она является "подчиненной В.В. Путина" и, по его словам, не может быть объективной, но Никишина подобный довод не признала и отвод отклонила. Адвокат Кавказского Вадим Клювгант заявил ходатайство о возвращении дела в прокуратуру для объединения уголовных дел в одно (всего по "Болотному делу" проходило 28 человек, дела троих из них были выделены в отдельное производство), но судья решила его отложить и сначала рассмотреть ходатайство прокуратуры о продлении меры пресечения на полгода для всех подсудимых.
После того как суд заслушал всех адвокатов и их подзащитных, судья удалилась в совещательную комнату. Около 19.00 адвокатов позвали в зал. Судья удовлетворила ходатайство обвинения, а потом перенесла предварительное заседание на следующий день. "Мы будем обжаловать это демонстративно незаконное решение [о продлении ареста], — заявил Вадим Клювгант, — Сегодняшний день мало похож на состязательный суд, где стороны равноправны".
На сегодняшнем заседании также выяснилось, что подсудимому Савелову не вручили обвинительное заключение (2800 страниц). "Следователи принесли ему документы, но он не подписал их, т.к был без адвоката", — пояснил "Право.Ru" адвокат Белоусова и Акименкова Дмитрий Аграновский.
6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции против фальсификаций на выборах закончилась массовыми беспорядками и столкновениями между демонстрантами и полицейскими (75 правоохранителей объявлены потерпевшими). "В обвинительном заключении нет прямых связей между абсолютным большинством потерпевших и подсудимыми. Все 75 потерпевших инкриминируются всем обвиняемым", — сообщил "Право.Ru" Аграновский.
Маршрут шествия от Калужской до Болотной площади был согласован по образцу февральской акции, но 6 мая власти, не предупредив организаторов, выставили дополнительные металлодетекторы и ограждения, сузив подходы к Болотной площади. Об этом свидетельствует документ "Об исполнении поручения" от 15 августа 2012 года, подписанный генерал-майором полиции Барановым, говорится в апрельском докладе общественной комиссии.
Опросив более 500 очевидцев, комиссия пришла к выводу, что "столкновения демонстрантов с силами правопорядка [были] вызваны массовыми целенаправленными действиями представителей власти". Участники шествия указывали на подозрительные группы молодых людей в черной одежде и масках, которые "ни с кем не разговаривали и держались особняком".
Около 17.00 на подходе к Болотной демонстранты "уперлись в ряды солдат-срочников, за которыми стояли омоновцы в полной боевой экипировке" и большегрузные машины поливальной техники. В 17.22 к Малому Каменному мосту подошла основная колонна во главе с Алексеем Навальным и Сергеем Удальцовым. Им не удалось попасть на площадь, в знак протеста они сели на асфальт. Здесь многие очевидцы вновь указывают на группы молодых в черной одежде: они "активно перемещались вдоль полицейского оцепления со стороны кинотеатра "Ударник" и провоцировали участников шествия и полицейских на конфликт".
В 18.00 "возникает движение в колонне на Малом Каменном мосту", полицейские делают два шага вперед, что еще больше "уплотняет толпу", после чего происходит прорыв оцепления. Его, по словам очевидцев, осуществляют уже упоминавшиеся "провокаторы", одновременно с этим "распадается цепь полиции слева, ближе к кинотеатру "Ударник" и правее, на самом повороте на Болотную набережную".
"Показания сотрудников полиции, имеющиеся в делах подсудимых, а также ряда дополнительных источников, побуждают сомневаться в спонтанном характере прорыва оцепления", — говорится в докладе комиссии по итогам расследования. — Со стороны манифестантов (в основном из группы деревьев на углу Малого Каменного моста и Болотной набережной) в сторону ОМОНа полетели куски асфальта. Бросали его сначала в основном молодые люди в масках", — рассказал один из очевидцев. При этом "некоторая часть асфальта была разобрана еще накануне" работниками "Мосводоканала". Следствие оценило ущерб от испорченного дорожного покрытия в 28 млн руб.
Правозащитники отметили "немотивированную агрессию ОМОНа" по отношению к участникам акции, в том числе женщинам и пожилым людям.