ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 июня 2013, 2:04

ВАС нашел, что поправить у президента

ВАС нашел, что поправить у президента

Авторы: Алиса Штыкина, Екатерина Селезнева 

Принятие проекта КоАС в нынешнем виде приведет к перераспределению компетенции между ветвями судебной системы, хотя декларировалось обратное, заявил председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Чтобы минимизировать ущерб, ВАС подготовил пакет своих поправок в кодекс, которые напоминают о существовании арбитражных судов и возвращают дела о судебной волоките в гражданский процесс.

21 мая 2013 года Госдума одобрила в первом чтении Кодекс административного судопроизводства и сопровождающий его пакет законопроектов, внесенный в Госдуму президентом Владимиром Путиным. Единороссы хвалили активную роль судей, которые даже прокурора теперь смогут доставить к себе приводом, оппозиционеры того же самого пугались, но все же голосовали "за". Едины все были в одном: судить так, как требует КоАС, сейчас никто не умеет, а потому судей придется переучивать.

Свои поправки к КоАС Высший арбитражный суд принял во вторник. Больше всего, по-видимому, ВАС беспокоят расхождения между положениями налогового законодательства и президентским "административным" пакетом. По крайней мере, большая часть выступления председателя суда Антона Иванова на кратком заседании Пленума ВАС была посвящена именно этой теме. "Невозможно принимать кодекс без утверждения поправок в НК [их нет — "Право.Ru"], где совершенно по-иному урегулированы эти отношения, — говорил он. — Это вызовет огромный разнобой в судебной практике. Можно себе только представить, какие проблемы будут, особенно для бюджетных учреждений. В нынешнем виде в [КоАС] в отношении некоммерческих организаций не будет работать ни одна прецедентная позиция, и дела пойдут в районные суде, где еще не разработаны никакие подходы к [их] рассмотрению. Хотел бы посмотреть, что будет".

Своим пакетом поправок ВАС хочет гарантированно оградить от таких перспектив хотя бы частных лиц со статусом индивидуальных предпринимателей. Для этого предлагается скорректировать п.3 ч.3 ст.1 КоАС (о взыскании обязательных платежей и санкций), ст.3 (рассмотрение этого вопроса в СОЮ) и ч.1 ст.267 (о праве госорганов обратиться за взысканием в суд), уточнив, что в них речь идет о физлицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

"[В КоАС] сказано, что не ставится задача перераспределения подведомственности между судами, — говорил также Иванов. — Хотя на самом деле перераспределение подведомственности фактически происходит". И в поправках ВАС есть блок, который исключает из сферы ведения административных коллегий СОЮ те административные дела, которые по АПК отнесены к компетенции арбитражных судов.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, подведомственные конституционным (уставным) судам, "не подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции", пишут в сопроводительной записке юристы ВАС, но "аналогичной нормы" в отношении арбитражных судов в тексте нет. Поэтому ВАС считает нужным поменять ч.4 ст.210 и ч.6 ст.220 КоАС — привести их в соответствие с нормой о том, что экономические споры по АПК отнесены к компетенции арбитражных судов.

ВАС также предлагает изъять их сферы административного судопроизводства в СОЮ и дела о компенсации за нарушение права на судебное разбирательство в разумный срок. По мнению арбитражных судей, этот вид споров должен остаться в гражданском судопроизводстве. "Такого рода компенсация по своей природе представляет собой специальный случай возмещения вреда за действия, причиненные органами государственной власти, — говорится в пояснительной записке. —  Поэтому данная категория дел относится скорее к делам, возникающим из гражданских правоотношений, и [а не] административных и иных публичных правоотношений". Процедура установления административным судом значимых для дела обстоятельств (сбор и представление доказательств, распределения бремени доказывания) не соответствует природе дел о присуждении компенсации, считают в ВАС и предлагают вычеркнуть из проекта КоАС 24 главу, п.13 ч.1 ст.22, аналогичный пункт в ст.23 и убрать упоминание о компенсации из ч.4 ст.1.

Кроме того, Высший арбитражный суд выступил против упрощенного — письменного, без вызова сторон — порядка рассмотрения частных жалоб и представлений прокурора, о котором говорится в 295-й статье проекта КоАС. "Мы согласуем нашу позицию с Конституционным судом. Мы считаем, что [таким образом] снижается уровень публично-правовых гарантий, которые применяются к ответчику. Исключая поправку, мы хотим защитить права лиц, участвующих в судебном процессе", — сказала "Право.Ru" зампред ВАС Татьяна Андреева. 

Впрочем, в выступлении Иванова на пленуме звучали нотки, которые говорят о том, что у него нет полной уверенности в том, что пакет поправок будет одобрен депутатами. "Мы не хотим упустить возможность показать, какие проблемы могут возникать и сделать поправки, которые позволят сохранить действующее регулирование, — сказал он. — Но лучше их особо не допускать".