ПРАВО.ru
Законодательство
2 февраля 2018, 10:08

Криптовалюта: как ее будут регулировать в РФ

Криптовалюта: как ее будут регулировать в РФ
Правовой статус криптовалюты в России пока не регламентирован, но среди наших граждан уже сейчас можно встретить обладателей нового актива. Как различные госорганы хотят регулировать новую сферу и что включает в себя предложения Минфина на эту тему? Рассказываем об этом, а юристы объясняют, чем можно считать криптовалюту с правовой точки зрения.

Еще осенью прошлого года Владимир Путин поручил правительству и Центробанку подготовить законопроект, который бы регламентировал отношения вокруг цифровых финансовых активов. А на первом пленарном заседании Госдумы в 2018 году ее спикер Вячеслав Володин подтвердил приоритетность этой задачи для своих коллег.

Разные подходы

В РФ изначально существовали два основных подхода к решению этого вопроса, считает юрист ЮФ VEGAS LEX Кирилл Никитин: «Назовем их условно «разрешительный» и «запретительный». К сторонникам первой группы эксперт относит Центральный банк. Еще в мае 2017 года ЦБ предложил идентифицировать криптовалюты как цифровой товар, который нужно обложить налогом. Осенью того же года Минфин России разъяснил, что с дохода от операций с биткоинами надо платить НДФЛ, добавляет старший партнер  “Интеллект-С” Роман Речкин. Но уже в начале этого года другой орган исполнительной власти – Роструд – прямо указал, что криптовалюты можно не указывать при декларировании чиновниками своих доходов.

В то же время позиция "силового" блока госорганов вполне однозначная и неизменная, констатирует Никитин. По его мнению, правоохранительные ведомства хотят установить тотальный запрет на операции с криптовалютой и ввести ответственность даже за ее майнинг. В подтверждение своих слов юрист приводит факт возбуждения уголовного дела против трех граждан Костромы, которые занимались обменом биткоинов. Задержанным инкриминировали совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК («Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой в особо крупном размере»).

Предложения министерств

Первый конкретный проект регулирования криптовалют представил именно Минфин. Документ формулирует понятия, связанные с криптовалютой, а также регламентирует отношения на всех этапах манипуляций с ней. В ведомстве планируют, что новеллы вступят в силу уже осенью этого года. 

Как Минфин предлагает регулировать криптовалюту*

Закон вводит понятие «цифровой финансовый актив», к которому относятся криптовалюта и токены. Но они не будут считаться законными средствами платежа в РФ. Авторы документа рассматривают криптовалюту как электронную вещь. К примеру, как амуниция персонажа в компьютерной онлайн-игре. То есть эти активы можно обменивать и покупать, но нельзя ими расплачиваться. 

В России должны появиться операторы обмена цифровых финансовых активов (далее – оператор). Речь идет об организациях, которые будут обменивать криптовалюту между собой, на рубли или иностранную валюту. Такие услуги смогут оказывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг или организации, у которых есть лицензия биржи или торговой системы.

Информация о количестве криптовалюты будет храниться в цифровом кошельке, который открывается оператором после прохождения всех процедур идентификации владельца. Подобное правило идентично процедуре открытия электронного кошелька в любой платежной системе.

Майнинг рассматривается как предпринимательская деятельность, которой могут заниматься только ИП и юрлица, а результаты майнинга будут облагаться налогом. Но как определять налоговую базу в таких отношениях, пока неизвестно.

Документ ограничивает приобретение токенов в рамках одного выпуска суммой в 50 000 руб. для неквалифицированных инвесторов. Если вы хотите приобрести больше токенов, то вам придется обратиться к квалифицированным инвесторам.

Сама процедура выпуска токенов (ICO) описана почти как полноценный публичный выпуск акций. Тот, кто хочет провести ее, должен будет составить оферту на покупку токенов, инвестиционный меморандум и правила ведения реестра цифровых транзакций (именно в нем закрепляется право собственности на имущество).

*Криптовалюта – это новый цифровой актив, который выпускают («майнят») компьютеры по всему миру. За такой валютой не стоит государство, но люди верят в ее покупательную способность, поэтому ее курс растет.

Блокчейн – это база данных, которая хранит информацию о сделках в виде «одна сделка связана с другой». Надежность базы обеспечивается тем, что сведения нельзя подделать и они записываются одновременно сотнями тысяч компьютеров по всему миру.

Токен («монета») – это нечто вроде «акции»: актив, который инвестор получает в обмен на вложения в какой-либо проект. ICO – это предложение инвестировать в проект. Если он станет успешным и популярным, токены вырастут в цене.

Смарт-контракт – договор в виде программы с автоматическим исполнением. Например, если оплата за партию производится после доставки в порт, то датчики на коробках с товарами могут передать сигнал о прибытии в пункт назначения, и деньги продавцу будут переведены автоматически.

Квалифицированный инвестор – это тот, кто имеет высшее экономическое образование или ценные бумаги на сумму не меньше 6 млн руб., или определенный опыт работы в организации, которая занималась ценными бумагами либо деривативами. Другие варианты требований перечислены в законе о рынке ценных бумаг.

 

Однако Банк России инициативу коллег из Минфина воспринял скептически. Регулятор считает, что обменивать стоит только криптовалюту российского происхождения. В противном случае это может привести к «легализации сомнительных транзакций». В Минэкономразвития тоже высказались против некоторых положений проекта. По словам представителя МЭР, в документе Минфина "не проведены различия между виртуальной и национальной валютой, электронными деньгами и цифровой валютой". Сами криптовалюты не классифицированы, а их определения "не отражают технологическую и правовую сущность этих явлений".

Параллельно с Минфином свой проект опубликовала и Минкомсвязь. Ведомство предлагает сделать для майнеров (те, кто добывает криптовалюту) квоты и специальные тарифы на электричество. Их обяжут вести бухучет, а после двухлетних или пятилетних налоговых каникул – уплачивать налоги. Речь идет о налоге на прибыль для организаций, ситуация с физлицами пока неясная. Один из вариантов – освободить граждан-майнеров от налогообложения вовсе. Также могут появиться критерии по объемам привлекаемых мощностей и электроэнергии, исходя из которых майнинг признается промышленным.

Обмен криптовалют на обычные деньги предлагается проводить на специальной российской криптобирже. Лимиты для компаний и для граждан будут разными. Ограничивать продажу токенов (актив за инвестиции в разработку будущей криптовалюты) Минкомсвязь не планирует, но сделки с ними разрешены только через биржу. Налогооблагаемую базу планируется рассчитывать в момент продажи криптовалюты.

Как же все-таки классифицировать криптовалюту

Так или иначе, для того чтобы ввести правовое регулирование криптовалюты, надо сначала определиться с ее квалификацией. Иван Хаменушко, старший партнер "Пепеляев Групп", считает, что у криптовалюты преобладают черты, которые присущи деньгам: «Это договорное средство платежа или, другими словами, деньги, не являющиеся законным средством платежа в нашей стране». Но никакой иной «внутренней ценности», за исключением способности быть средством обмена, в том же биткоине нет, подчеркивает эксперт. Речкин уточняет, что по существу криптовалюта является определенным денежным правом требования, которое зафиксировано в специфической форме.

А юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" санкт-петербургского офиса ЮФ "Борениус" Алексей Грибанов полагает, что криптовалюта относится к новому виду имущества – цифровым объектам, на которые можно распространить режим вещного права. Георгий Пчелинцев, партнер российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, в свою очередь, утверждает, что для криптовалюты надо выработать специальный правовой режим с учетом её специфики: «Такой режим должен обеспечить баланс между охранительной функцией госорганов и удобством легального оборота криптовалюты для рынка».

Самым перспективным вариантом Хаменушко считает квалификацию обсуждаемого института как иного финансового инструмента. Именно такую редакцию и предлагает Минфин. Подобная трактовка не противоречит наличию платежной функции криптовалюты и одновременно позволяет применять законодательство, регламентирующее операции на финансовом рынке, поясняет эксперт. Вместе с тем реализация подобного предложения невозможна без поправок в существующем законодательстве, подчеркивает юрист.