Любимцы юрсообщества
Поручиться могут обычно за тех, кого видели "в деле". Но не меньшую роль в завоевании признания коллег имеет и публичность – активность как в профессиональном сообществе, так и в медиа-пространстве. "Традиционно мы рекомендуем те фирмы, с которыми, во-первых, непосредственно сталкиваемся в рамках профессиональной деятельности, – например, на сделках или в судах, во-вторых, чаще всего пересекаемся в ассоциациях, экспертных советах, на профессиональных форумах и конференциях, а также видим их активность в СМИ," – подтверждает Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP.
"Рейтинги симпатий" интересны в целом, ведь они дают представление о том, как сами юристы оценивают друг друга, – такое признание еще раз подтверждает высокое качество их экспертизы.
Результаты репутационного рейтинга юристы ждут зачастую с не меньшим нетерпением, чем основные оценки. "Юристу от юристов вообще можно никогда не дождаться доброго слова. Это специфика нашей болезненной конкурентности, вызванной не в последнюю очередь неуверенностью в результате, который мы можем достичь для доверителя в нашей стране. Поэтому чужие успехи не всегда встречаются коллегами по цеху без раздражения, ибо не в нашей культуре на вопрос: What do you think of John? – ответить: He is a great lawyer! Поэтому репутационный рейтинг настолько важен для меня", – объясняет Евгений Шестаков, управляющий партнёр группы правовых компаний "Интеллект-С".
Честно и позитивно отзываться о коллегах по рынку – кредо блестящего профессионала. Выпячивать свои заслуги, принижая деловые качества коллег, пусть и конкурентов, – удел несостоявшихся.
Рынок становится более зрелым, и это признают не только организаторы рейтингов, которые видят всё больше компаний, желающих открыто поделиться своими успехами, но и сами юристы.
Самые заметные из лучших
Методика опроса для "Рейтинга симпатий" в этом году поменялась. Раньше вопросы о лучших юридических фирмах были включены в общую анкету рейтинга "Право–300". В этом случае анкеты часто заполняли маркетологи юрфирм, а на вершине "Рейтинга симпатий" оказывались в основном хорошо известные крупные фирмы, чьи компетенции не вызывали у заполнителей анкет ни малейших сомнений. Вопрос о лучших юристах в своих отраслях при этом часто оставался без ответа. В 2017 году было решено изменить методику: был проведен опрос в электронном виде среди управляющих партнеров, партнеров и руководителей практик фирм, вошедших в основной рейтинг 2017 года. Всего в нем приняли участие более 500 респондентов. Каждый получил письмо и ссылку на опрос на личный адрес электронной почты.
Участники исследования могли назвать пять юридических компаний (кроме собственной), которые, по их мнению, имеют высокую профессиональную репутацию на рынке юридических услуг в России. Также им предлагалось назвать по три лучшие юрфирмы в каждой отрасли права (всего 19 отраслей).
При таком подходе картина рейтинга существенно изменилась. В нем стали хорошо заметны юристы, которые активно коммуницируют в профессиональном сообществе, активны на конференциях, форумах и в неформальном нетворкинге. Должное признание при этом получили средние компании с выраженной специализацией. В результате в топ "Рейтинга симпатий" попали 20 компаний (некоторые из участников набрали равное количество баллов и разделили места).
Лидером в списке компаний, который рекомендует сообщество юридических консультантов, стал КИАП. На втором месте – лидеры по выручке и числу юристов рейтинга "Право–300" этого года "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", на третьем – "Пепеляев Групп". Четвертую позицию заняла компания Goltsblat BLP, пятую – Dentons.
Лучшие практики: федеральный охват
Заметно усилили свои позиции и региональные компании – особенно в личном рейтинге юристов. Для них рекомендации очень важны: при наличии проекта в регионе столичная юрфирма для экономии времени и средств с большой долей вероятности предпочтет передать проект профессионалам в регионе – при условии, что они обладают признанной экспертизой.
При этом по многим отраслям права "Рейтинг симпатий" отражает ту же картину, что и основной рейтинг "Право–300". В этом году случаев, когда фирма не подает анкету в данной отрасли в "Право–300", не развивает какую-либо практику, а ее называют среди лидеров в "Рейтинге симпатий", не было.
Лучшие юристы: личный бренд
Участники опроса также должны были назвать лучших, по их мнению, юристов – по одному в каждой отрасли права. Если в прошлом году в оценках царила сдержанность – только 59% опрошенных рекомендовали своих коллег, а почти 40% решили не называть имён, – то результаты этого года обратные: большинство участников исследования дали рекомендации по персоналиям. Ситуация с признанием заслуг друг друга среди консультантов продолжает улучшаться, расширяя возможности для сотрудничества: если раньше мнение о чужой работе можно было получить исключительно через "сарафанное радио", то сегодня всё больше партнеров готовы публично оценить рынок и его ярких игроков.
Отзывы других юристов в профессиональном сообществе ценят высоко. "Юридический консалтинг – это репутационный бизнес, наверное, самый репутационный из всех. Ведь наивысшее значение при выборе консультантов имеет реноме компаний и рекомендации доверителей или коллег по цеху. Последнее заполучить труднее всего, что увеличивает его ценность, ведь недостаточно несколько раз отлично выполнить свою работу, чтобы о тебе как о юристе или о компании в целом заговорили в уважительном ключе", – говорит Евгений Шестаков, управляющий партнер группы правовых компаний "Интеллект-С".