Это нужно, чтобы все участники торгов могли сформировать свои предложения. В извещении о закупке должна быть цена, информация о предмете договора и список документов для заявки. Если этой информации нет, это нарушает закон и создает препятствия для участников. Также в закупке обязательно должна быть проектная документация, если тендер касается строительства или ремонта.
Верховный суд разрешает не писать в документах выдержки из государственных стандартов, санитарных норм и правил. Можно просто оставить ссылки на них, не переписывая содержание, а участники смогут найти их текст в других источниках самостоятельно. То есть закупку нельзя признать недействительной, только потому что заказчик не прописал в ней тексты госстандартов.
Заказчик может использовать даже оценочные критерии выбора, например, "профессионализм" и "наличие деловой репутации". Эти параметры могут казаться не совсем объективными, но это не так. В одном из дел при закупке заказчик написал в документах, что будет оценивать профессионализм участников, но при этом объяснил: это значит, что желающие выиграть должны иметь опыт работы на рынке не меньше пяти лет и иметь не меньше 10 исполненных договоров. Если критерии четко объяснены, то это не нарушение.
Иногда ФАС признает нарушением конкуренции то, что на самом деле им не является. ВС объясняет: заказчик может предъявлять требования, например, к объему выручки или другим финансовым показателям участников закупки, ведь это "позволяет судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ". Однако в этом же пункте Верховный суд рассматривает второе дело, в котором заказчик потребовал, чтобы поставщик товара был одновременно его производителем. Суды решили: такое условие ограничивает конкуренцию, ведь поставщик может не быть производителем и при этом он такой же участник рынка поставок.
Организатор может потребовать, чтобы победитель выполнял заказ лично, а не передавал его другим компаниям. Верховный суд: "Запрет привлечения субподрядчиков не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК". То есть заказчик может включить такое требование в документацию, закон о закупках, так же как и ГК, это не запрещает.
В одном из дел компания разместила закупку, прием заявок по которой заканчивался на следующий день. При этом в списке документов была обязательна выписка из ЕГРЮЛ, а ее можно получить только за пять рабочих дней. Получается, что участие в закупке для большинства желающих было просто невозможно. Закон о защите конкуренции подобное запрещает.
Если заказчику нужна, например, офисная бумага, он не может указать в документации ее товарный знак, а должен написать лишь необходимые ему характеристики: размер, плотность, белизну, количество листов в пачке. Это нужно для того, чтобы каждый поставщик мог предложить эквивалентные товары от разных производителей.
К так называемому коллективному участнику предъявляются требования в целом, а не к каждому из лиц. То есть требованиям закупки должна соответствовать именно группа, а не каждый ее член.
Если возникает противоречие между этими документами, то применять нужно нормы, указанные в положении о закупке, а не в закупочной документации.
Когда уже известны результаты закупки, заказчик и победитель не могут сразу заключить договор: они должны подождать 10 дней. Этот срок отводится для того, чтобы другие участники закупки имели возможность обжаловать результат или ход тендера. Если договор заключается раньше, чем через десять дней, суд может счесть это за злоупотребление.
Всего в обзор Верховного суда вошло два десятка судебных споров о закупках. С полным его содержанием вы можете ознакомиться по ссылке.