Водитель может заключить договор с оператором платной автомобильной дороги несколькими путями. Можно заплатить в пункте взимания платы, оплатить талон или просто въехать на платную дорогу. Последний способ заключения договора оспорил в Верховном суде юрист Иван Гусев. По его мнению, подп. «а» п. 4 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам Правительства РФ от 19 января 2010 года противоречит нормам Гражданского кодекса о порядке заключения сделок.
«Проезд бесплатный, но права нарушаются»
Гусев иллюстрировал позицию по делу собственным примером. Как житель подмосковного Домодедова он ездит в столицу и обратно по платному участку трассы М4-Дон (20–117 км), но не встречает на пути ни пунктов оплаты, ни информационных щитов. Юрист ничего не платит, но переживает, что в любой момент у него могут потребовать долги за прошедшие три года. Ведь каждый раз он заключал договор, выезжая на дорогу. Это и стало поводом обратиться в Верховный суд.
– В чем нарушение ваших прав? – без предисловий спросила юрист Минтранса Светлана Тонких. – Вы бесплатно ездите.
– Меня принуждают к заключению договора, – ответил Гусев.
– С вас взимают плату?
– Если еду налево – взимают. Если направо – нет, – улыбнулся Гусев.
– Так в чем ваши претензии? – допытывалась Тонких.
– Я не заключаю никакого договора и ничего не осознаю, – ответил юрист. – Есть ли в договоре пункты о безопасности движения или отсутствии пробок? На этой трассе всегда пробки. Что я получаю как потребитель за свои деньги?
"Вы ездите по платной дороге бесплатно. В чем нарушение ваших прав?"
На вопросы ответил Глеб Конюшкин из Росавтодора. Вопреки заявлениям Гусева, текст договора находится в общем доступе на сайте Росавтодора и оператора ООО «Автодор-Платные дороги», заявил он. По его словам, водитель получает право безопасного проезда по дороге, которая поддерживается в хорошем состоянии, право бесплатного выезда аварийного комиссара в случае ДТП, даже если проезд не оплачен. Тарифы также утверждены, сообщил Конюшкин.
– Так на участке 20–117 км платная или бесплатная дорога? Могу я проехать? – спросил председательствующий Николай Романенков. – Мне дальше 40-го километра не надо.
Гусев и Конюшкин ответили, что по факту бесплатно.
Право или правоприменение
Затем выступила Тонких, которая возражала против удовлетворения жалобы. Она настаивала, что закон допускает заключать договор с помощью конклюдентных действий – то есть в данном случае просто съезда на платную дорогу. Большинство из них имеет свободный доступ с оплатой на специальных пунктах. Это проще для водителей, и не такая серьезная помеха движению, объяснила Тонких. Она рассказала, что новая Центральная кольцевая автодорога [строится в Московской области, чтобы разгрузить МКАД – "Право.ru"] и вовсе будет работать по открытой системе оплаты без шлагбаумов и остановок с помощью современных технологий.
"Платные дороги свободного доступа меньше мешают движению и проще для водителей".
Представителя Генпрокуратуры Ларису Масалову интересовало, жаловался ли Гусев на отсутствие знаков платной дороги.
– Жаловался. По мнению Росавтодора, таких съездов там нет, – ответил юрист.
– Здесь вопрос не права, а правоприменения – оповещения на конкретном участке, – заключила Масалова.
С этим была согласна Тонких, которая напомнила об обязанности ставить информационные щиты.
В ходе заседания стало известно, что Гусев подал иск о защите права на информацию как потребитель дорожной услуги. Первое слушание в Тверском райсуде состоится 23 июля. В его ходе заявитель должен решить свои проблемы, считали его оппоненты. А Верховный суд, выслушав участников дела, огласил решение: в требованиях Гусеву отказать.