ПРАВО.ru
Практика
20 августа 2018, 8:29

10 млн за сорванные рейсы: на что имеет право пассажир при задержке или отмене вылета

10 млн за сорванные рейсы: на что имеет право пассажир при задержке или отмене вылета
2018 год оказался рекордным по числу задержек авиарейсов. За каждый сорванный рейс авиакомпании выплачивают пассажирам компенсации. На июнь 2018 года перевозчики задолжали российским пассажирам более 10 млн евро. На что имеют право пассажиры и когда на компенсацию рассчитывать не стоит?

2 млрд евро задолжали авиаперевозчики пассажирам по всему миру, посчитали специалисты онлайн-сервиса AirHelp, помогающего пассажирам компенсировать потери от сорванных рейсов. На долю россиян в этой статистике приходится более 10 млн евро.

4 500 000 авиапассажиров
по всему миру пострадали от задержки, отмены и овербукинга рейсов в 1ом полугодии 2018 г. Положенная им компенсация составляет 1 900 300 000 евро.

Первое полугодие 2018 года было отмечено рекордным количеством задержек и отмен авиарейсов. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, этот показатель существенно вырос. Количество пострадавших пассажиров увеличилось на 40% по миру, а в некоторых странах этот рост оказался ещё более ощутимым.

Среди причин роста суммарного размера компенсации, которая полагается авиапассажирам за сорванные рейсы - перенасыщение туррынка и перегруз действующих пилотов при нехватке кадров. Не менее значимый фактор - юридический. 

336 рейсов
задержали или отменили за первое полугодие 2018 года в России. В итоге пострадали 27736 пассажиров, им полагается 10 214 625 евро компенсации.

Помогло пассажирам постановление Европейского суда, по которому авиакомпании несут ответственность за забастовки своих сотрудников: это фактор вычеркнут из числа "исключительных обстоятельств", освобождающих перевозчика от компенсационных выплат. За этим постановлением последовали другие судебные решения, укрепляющие права пассажиров в отношении ситуаций, когда пассажир не успевает на стыковочный рейс.

Задержки и отмены рейсов: права авиапассажиров

По закону, авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсацию за сорванные рейсы и возмещать расходы, вызванные задержкой или отменой рейса. Когда компенсация положена, а когда нет? Мы собрали 10 распространенных вопросов о задержке рейса.

1
Я лечу международным рейсом, и его задержали/отменили. Я имею право на компенсацию?

Да - в соответствии с Монреальской конвенцией, которую, кроме стран Европы и США, в 2017 году ратифицировала и Россия. Компенсировать должны и расходы, которые стали следствием срыва перелета: например, оплаченное бронирование автомобиля, дополнительную ночь в гостинице и другие непредвиденные расходы. Скорее всего, у вас попросят документы, подтверждающие срыв рейса и дополнительные расходы, поэтому важно сохранять все соответствующие документы - квитанции, чеки и т.д. В некоторых странах компенсация может включать в себя и моральный ущерб - все зависит от местного законодательства.

2
Какие документы мне понадобятся и сколько у меня времени - если рейс международный?

Вам понадобятся все документы по сорванному рейсу, чеки и квитанции, подтверждающие расходы и ущерб, а также любые обстоятельства задержки - например, можно сделать скриншот табло со временем прибытия самолета, фото объявления с подтверждением отмены рейса и т.д.
Можно подать заявку сразу по прибытию в аэропорт, но в любом слуаче на это есть 2 года

3
Я лечу рейсом в/из Евросоюза, и его задержали. У меня те же права?

Если на ваш рейс распространяется действие постановления ЕС 261, прав даже больше. Их объем зависит от обстоятельств. Компенсация при задержке рейса более 3 ч составит до 600 евро. Размер зависит от дальности перелета, пунктов вылета и назначения, и длительности задержки. Срок подачи заявки на компенсацию варьируется в разных странах и может составлять от года до 10 лет.

Если задержка больше 5 часов,кроме компенсации можно получить частичное или полное возмещение стоимости билета и обратный перелёт до аэропорта вылета - если это понадобится.
При задержке рейса можно потребовать еду и напитки - компания должна их предоставить, как и, например, разместить вас в отеле, если ожидание оказалось слишком долгим. Обеспечить должны и средствами связи: пассажиру положены два телефонных звонка, сообщения по телексу/факсу и электронных письма. Если вам надо где-то переночевать, авиакомпания обязана предоставить номер в отеле, а также трансфер из аэропорта и обратно. 

 

4
А если это внутренний перелет по России?

Претензии можно предъявить в течение 6 месяцев со дня переноса или отмены рейса. Если после составления жалобы перевозчик так и не удовлетворил требования, можно подать на него в суд. Подать иск можно и по месту жительства, и по месту нахождения перевозчика, а исковая давность составляет три  года (при внутреннем рейсе). При международном перелете можно подать заявление по месту нахождения офиса организации или там, где вы купили билет. В этом случае подать в суд можно в течение двух лет с момента нарушения.

Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, помимо заявления, понадобятся копии таких документов:

  • Претензия в адрес авиакомпании с требованием компенсации;
  • Письменный ответ перевозчика;
  • Билеты с отметками о задержке или отмене вылета;
  • Багажная квитанция;
  • Копия коммерческого акта;
  • Посадочный талон;
  • Чеки и квитанции, доказывающие убытки;
  • Другие документы, которые помогут обосновать необходимость возместить убытки - билеты на пропущенные мероприятия, медсправки и т.д.
5.
Я лечу чартером. Могу ли я рассчитывать на ту же компенсацию, что и пассажиры регулярных рейсов?

Да. Чартерные перевозки так же, как и регулярные, подчиняются требованиям Воздушного кодекса РФ, федеральным авиационным правилам. Общие правила воздушных перевозок пассажиров утверждены приказом Минтранса № 82. Пассажиры чартерных рейсов пользуются теми же правами, которые установлены в этих нормативных актах, что и пассажиры регулярных рейсов. 

6.
Первый вылет задержали, и я опоздал на стыковку. Положена ли мне компенсация?

При единой перевозке - то есть если билет у вас один - обязанность обеспечить стыковку возлагается на перевозчика, при этом доплачивать пассажир ничего не должен.
В противном случае положена компенсация.
Если дело все же дошло до суда, спор рассмотрят по правилам о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Результат зависит от фактических обстоятельств конкретного спора.

7.
Из-за задержки рейса я опоздал на поезд. Стоимость билета компенсируют?

Если в задержке виновата авиакомпания, можно потребовать с нее выплату компенсации - например, возврата стоимости билетов на поезд. Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика.
Официально размер компенсации составляет 25% МРОТ (который для исчисления штрафов и компенсаций составляет всего 100 руб.) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета.
В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании еще до 380 000 руб. (см. "Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов").
Лучше сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда.

8.
Я купил пакетный тур. Кто в ответе за задержку рейса - компания или туроператор?

Если авиаперевозка входит в состав приобретенного у туроператора тура, то он и отвечает за ненадлежащее исполнение договора. Вернуть пассажиру деньги, заплаченные за чартерную перевозку, должно лицо, которому пассажир и платил за билет. Ответственность авиакомпании может наступить в случае неприятностей с багажом - например, если его потеряли или задержали. При заключении отдельного договора перевозки, отвечает за его ненадлежащее исполнение авиакомпания.