С чего всё начиналось
Изменения внесли в ФЗ № 115, который содержит меры по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путём. Изначально проект принятого сегодня закона № 287876-7 вводил лишь запрет на снятие наличных с анонимных карт.
Но после второго чтения к документу поступили поправки нескольких депутатов, в том числе председателя комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова и сенатора Николая Журавлева. Они предложили дополнительно возложить на «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом», функции «добровольных помощников финразведки»: адвокаты, нотариусы и бухгалтеры по аналогии с банками должны помогать блокировать счета клиентов из чёрных списков. Эту идею Госдума поддержала в третьем чтении 6 марта, уточнив, что перечисленные специалисты освобождаются от судебных тяжб со своими клиентами: блокировка активов доверителей не является основанием для гражданско-правовой ответственности.
Ст. 7.1 ФЗ № 115 обязывает адвокатов, нотариусов и бухгалтеров идентифицировать клиентов и следить за их операциями. При наличии любых подозрений по таким платежам о них нужно незамедлительно сообщить в Росфинмониторинг. Клиент об этом не уведомляется, а сам факт информирования ведомства не считается разглашением адвокатской тайны.
Еще в прошлом году Росфинмониторинг хотел прописать подобные обязанности для защитников в законе об адвокатуре и адвокатском Кодексе профессиональной этики. Служба планировала даже ввести дисциплинарное наказание для тех, кто не станет сообщать о подозрительных платежах своих доверителей. В итоге в феврале 2019 года ФПА и Росфинмониторинг договорились, что такая обязанность в адвокатском законодательстве не появится. Но парламентарии решили эту проблему иначе.
Блокировка счетов клиента – запрет на проведение операций с активами тех, кто включён в чёрные списки Росфинмониторинга. Эти люди и компании лишаются возможности получать и распоряжаться своими деньгами.
Чьи операции придётся блокировать
Депутаты не прописали, как адвокаты, нотариусы и бухгалтеры будут блокировать, но Росфинмониторинг выпустил свои рекомендации по выполнению нововведений.
В документе Росфинмониторинга говорится, что адвокаты и нотариусы будут инициировать блокировку счетов физических и юридических лиц, попавших в чёрные списки ведомства. Служба также уточняет, что адвокатам и бухгалтерам нельзя будет проводить финансовые операции со счетами доверителей, которые прямо или косвенно находятся под контролем физлица или компании, попавших в чёрный список. Как защитникам нужно определять такую аффилированность – в рекомендациях ведомства не указано.
«Меры по замораживанию средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества применяются в зависимости от характера и этапа деловых отношений с клиентом», – говорится в документе Росфинмониторинга.
Партнёр Тимур Хутов говорит, что на сегодняшний день механизм по блокировке счетов или других активов со стороны адвокатов не установлен, кроме того, для его установления потребуется внести огромное количество изменений в законодательные и подзаконные акты. «Как минимум в закон о противодействии легализации, в закон об адвокатуре и адвокатской деятельности, КПЭА, а также, возможно, и в ГК РФ», – говорит Хутов. «На сегодняшний момент, учитывая отсутствие точного алгоритма действий, совершенно не ясно, как данные поправки могут быть реализованы на практике», – считает юрист практики разрешения споров Екатерина Катаева из МКА Солдаткин, Зеленая и Партнеры (SZP Law).
Думаю, это нововведение показалось резонансным не только мне, но и другим коллегам-юристам, как минимум потому что подрывает доверительную основу между адвокатом и его клиентом.
Что еще ограничивают
Под запрет попадают операции с любым имуществом участников чёрных списков: нельзя перевозить и доставлять почтовые отправления, передавать по договору купли-продажи драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия и недвижимость, сдавать в аренду или лизинг различное имущество и проводить другие операции. Также в документе Росфинмониторинга указано, что адвокаты и нотариусы сами должны изъять активы клиента, которые попадают под действие 115-го ФЗ.
Запрет не распространяется на социальные выплаты и деньги, необходимые для существования лица, которое попало в чёрный список: получение и расходование зарплаты в 10 000 руб. на человека в месяц, оплата штрафов, налогов, выполнение других ранее взятых на себя обязательств и т. д.
«Мы не имеем права сообщать о своих подозрениях клиенту, а с недавних пор ещё и обязаны блокировать счета и имущество клиента, в том числе то, которое было передано в счет оплаты юридических услуг», – рассказал партнёр Роман Янковский. Он также подчеркнул, что уже сейчас адвокаты должны отправлять через личный кабинет данные «подозрительных» клиентов в соответствии со ст. 7.1. ФЗ № 115, в том числе те, которые ранее охватывались адвокатской тайной. «Я солидарен с тысячами российских адвокатов в отношении последней активности Росфинмониторинга», – сказал Янковский.
Партнёр, адвокат Матвей Протасов говорит, что нововведение коснётся в первую очередь адвокатов, которые занимаются управлением имуществом своих клиентов и оказанием иных услуг, попадающих под действие закона. Им, как он говорит, придётся «вложиться» в подготовку необходимых документов для выполнения новых требований, так как на рыке консультационных услуг уже есть готовые решения (формы документов и методики по их внедрению) и специалисты, которые готовы помочь адвокатам соблюсти новый закон. «Уверен, найдутся и те, кто решит самостоятельно разобраться со своими новыми обязанностями или же кто просто проигнорирует их, пока «гром не грянет», – считает Протасов. По мнению Катаевой, эта поправка отнимет «хлеб» у узкопрофильных юристов и адвокатов, ведь такой казус связан со столкновением интересов.
Я крайне удивлён такому предложению, и оно, на мой взгляд, подрывает принципы доверия между клиентом и адвокатом. Поэтому я пока даже не могу предполагать, как подобное исполнять.