ПРАВО.ru
Практика
29 июля 2019, 12:40

ВС решал, когда сломанный товар нельзя поменять на новый

ВС решал, когда сломанный товар нельзя поменять на новый
Покупатель приобрела дорогой смартфон, который через несколько месяцев сломался. Эксперты сказали, что ремонт девайса обойдется в половину его цены и экономически нецелесообразен. Учитывая это, суд обязал производителя устройства выплатить потребителю полную стоимость устройства и компенсацию морального вреда. Но Верховный суд обратил внимание на то, что спорная ситуация не такая уж однозначная. А юристы настаивают: пришло время защищать продавцов от хитрых потребителей.

Бракованный смартфон

Летом 2015 года Наталья Чернова* купила в магазине «ДНС-Волга» новый телефон Samsung за 41 990 руб. Через несколько месяцев он перестал включаться. Покупательница обратилась в «Единый Сервисный Центр». Независимая экспертиза показала, что все дело в производственном дефекте – из строя вышла системная плата смартфона. Специалисты установили, что новая деталь обойдется покупательнице в 20 920 руб., а вся работа по ее замене в 23 270 руб. Эксперт указал, что в этой ситуации ремонтировать телефон экономически нецелесообразно. Тогда Чернова обратилась к представителю Samsung в России и попросила вернуть ей деньги, но ответа не получила.

Покупательница обратилась с аналогичным требованием в Комсомольский районный суд Тольятти. Кроме того, истица попросила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и выплатить потребительский штраф. Суд назначил товароведческую экспертизу, которая подтвердила результаты независимого исследования, сделанного раньше Черновой. Опираясь на этот вывод, первая инстанция частично удовлетворила требования и взыскала полную стоимость нового телефона с потребительским штрафом, но снизила компенсацию морального вреда до 1000 руб. В обоснование такого решения Комсомольский райсуд пояснил, что недостаток товара в этом случае нельзя устранить без несоразмерных расходов (дело № 2-2377/2016 ~ М-2235/2016). Апелляция оставила такое решение без изменений. Представитель Samsung в России не согласился с такими выводами и оспорил их в Верховном суде.

Выводы нижестоящих судов противоречивы

ВС подтвердил, что покупатель имеет право на возврат стоимости технически сложного товара, в котором обнаружился существенный недостаток в пределах гарантийного срока. Вместе с тем экономическая целесообразность в вопросе стоимости и замены деталей не имеет никакого значения для ответчика, так как Samsung самостоятельно производит эти комплектующие, подчеркнули судьи ВС. Судебная коллегия по гражданским делам ВС обратила внимание и на взаимоисключающие выводы судов: с одной стороны, недостаток посчитали неустранимым, а с другой – указали, что его можно исправить, но за большие деньги.

В рассматриваемой ситуации ни одна из двух проведенных экспертиз не указала, что при обнаружении дефекта системной платы производитель обязан заменить телефон, отметил ВС. Да и понятие «неустранимый недостаток» не содержит такого критерия, как экономическая нецелесообразность его устранения (п. 13 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Кроме того, экспертизы показали, что ремонт телефона в спорной ситуации будет стоить чуть больше 20 000 руб., а это составляет 49% от цены нового девайса, подчеркнул ВС (дело № 46-КГ19-5). Соответственно, смартфон целесообразнее исправить, а не менять на новый. Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, тройка судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила акт апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Самарский областной суд. На «втором круге» апелляция отменила акт первой инстанции и вынесла по этому делу новое решение (на сайте суда текст документа пока не опубликован). 

Эксперты «Право.ru»: «Продавцов надо защищать от потребителей»

В спорной ситуации поспешно делать вывод о несущественности недостатков только по той причине, что затраты на их устранение составляют 49% от стоимости товара, говорит Сусана Киракосян, партнер АЛЬТХАУС (ALTHAUS) АЛЬТХАУС (ALTHAUS) Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) , доцент Финуниверситета при Правительстве РФ. Ведь в подобных случаях нужно учитывать не только количественный критерий (цену товара), но и качественный (особенности и иные свойства товара), замечает эксперт. Об этом указано в п. 13 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17. Но на практике может получиться так, что нижестоящие суды в подобных случаях будут считать, что если ремонт стоит меньше 50% от стоимости товара, то потребитель не может рассчитывать на замену сломанной вещи, опасается Олеся Спиричева, адвокат АК Бородин и партнеры.

Как бы цинично ни звучало, но в последнее время в защите нуждаются продавцы. Уровень правовой культуры граждан растет, что приводит и к появлению непреодолимого сутяжничества среди потребителей.

Алина Лактионова

По словам Алины Лактионовой из ЮК Митра Митра Региональный рейтинг. группа Банкротство группа Налоговое консультирование и споры группа Семейное и наследственное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции , решение ВС имеет превентивный характер для потребителя, который решает злоупотребить своим правом. Распространенная схема выглядит так, что покупатель обнаруживает недостаток практически сразу после покупки, пользуется товаром, а перед истечением гарантийного срока пытается вернуть его, чтобы получить обратно уплаченные деньги. В то время как стоимость такого же товара на день возврата может быть уже в два раза меньше, подчеркивает юрист. 

Недобросовестный покупатель готов на многое. Фальсификация недостатков товара с целью его возврата или получения дополнительной скидки, манипуляции с помощью отзывов в интернете, книге жалоб и предложений. Даже шантаж со ссылкой на принадлежность к контрольно-надзорным органам.

Сусана Киракосян

Особенно это характерно для телефонов, говорит Лактионова: «Компании-производители в конкурентной гонке за покупателя пытаются выпустить все более современные модели, снижают цены на старые. Потребители не отстают и активно знакомятся со своими правами, а затем отправляются за «новым телефоном» к продавцу».

А вот Киракосян уверена, что грамотный потребитель, наоборот, доставляет меньше проблем. Поэтому продавцу важно рассказывать о правилах эффективного и безопасного использования товара, его обмена и возврата. Можно чертить схемы и рисунки, которые будут висеть в магазине или на его сайте, резюмирует юрист: «На практике немногие различают обмен и замену, срок годности и срок службы». 

* – имя и фамилия участника дела изменены.