Закон разрешит гонорар успеха для адвокатов. Они смогут ставить размер вознаграждения в зависимость от результата оказания юрпомощи (например, выигрыша в суде). При этом адвокаты должны будут следовать правилам, которые установит Федеральная палата адвокатов (ФПА). Новелла поможет тем клиентам, которым нужна квалифицированная юридическая помощь, но не хватает денег для авансовой или поэтапной оплаты, комментирует партнёр АБ Михаил Кюрджев.
При этом, как уточняется в законе, норма не будет распространяться на уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
Судебная практика по гонорару успеха неоднозначная. Экономколлегия в 2019 году подтвердила его законность в одном из своих отказных определений (см. «Верховный суд узаконил гонорар успеха»). Но Конституционный суд считает иначе. В своем Постановлении № 1-П от 23 января 2007 года он указал, что работа госорганов «не может быть предметом частно-правового регулирования» и нельзя «предопределять решения и действия органов госвласти и должностных лиц». Поэтому суды могут отказывать во взыскании гонорара успеха со ссылкой на эту позицию. Хотя Кодекс профэтики адвоката допускает такую форму оплаты для дел имущественного характера.
Закрепление гонорара успеха на уровне закона может снять правовую неопределенность и снизить риск неполучения оплаты для значительного числа практикующих адвокатов, считает Александр Хвощинский – соучредитель и партнер Legal Stratagency. Здесь эксперт считает важным, насколько единообразно суды будут применять новеллу. Юристы-практики разделились во мнениях, смогут ли неадвокаты апеллировать к новому положению о допустимости гонорара успеха. По мнению Кюрджева, возможность будет только для адвокатов, ведь это прямая норма в законе. Иного мнения управляющий партнер Евгений Шестаков. У него не вызывает сомнений, что положения о гонораре успеха могут по аналогии применяться к неадвокатам.
Могут ли нормы применяться к неадвокатам по аналогии – единого мнения нет.
В самой Федеральной палате адвокатов настаивают, что нововведение даст преимущество адвокатам с точки зрения формального трактования закона. Об этом говорит член совета ФПА Елена Авакян. По ее словам, гонорар успеха для юридических фирм не станет вне закона, но сохраняются риски невозможности взыскания, если возникнет спор.
Правила гонорара успеха для адвокатов должна конкретизировать ФПА в своих правилах. Они пока дорабатываются и могут быть приняты в течение ближайших двух месяцев, делится Авакян. По ее словам, проект не предусматривает жестких императивных норм, а лишь задает вектор развития и очерчивает «цивилизованные границы его использования». В частности, будут определены те области, где возможен гонорар успеха, и приведены примеры положительных результатов.
Совет ФПА получит право определять правила работы для защитников по назначению, а также предусмотреть использование автоматического (с помощью программы) распределения поручений. Оно сейчас работает почти в половине регионов и призвано бороться с «карманными» адвокатами, которые сработались со следователями. Новый закон нацеливает систему выйти на общефедеральный уровень.
В нем закреплено право адвоката приостановить статус по личным обстоятельствам. Возобновить его действие можно минимум через год, а максимум через 10 лет. Решения принимает совет палаты. На время приостановки статуса человек по-прежнему обязан соблюдать Кодекс профэтики, уточняется в законе. Норма связана с тем, что адвокату запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и т. п. Например, он не может занимать государственные или муниципальные должности без приостановки или лишения статуса.
Приостановить статус можно и сейчас, но перечень оснований в ст. 16 закона жесткий и закрытый. В их числе – «неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои обязанности». Разные жизненные обстоятельства не всегда укладывались в эту негибкую формулировку, что заставляло коллег искать уважительную причину, рассказывает вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Геннадий Шаров. По его словам, теперь стало проще: можно указать на личные обстоятельства, при этом необязательно раскрывать подробно свои мотивы.
Будет ли адвокат с приостановленным статусом обязан вносить обязательные платежи на нужды палаты? Это зависит от причины приостановления статуса, пояснили «Право.ru» в ФПА. «Одно дело, если это болезнь, беременность, уход за ребенком, – пояснил Шаров. – Другое дело – если человек решил отказаться от практики в пользу другой деятельности, но не хочет разрывать связь с адвокатским сообществом».
Кроме того, согласно новому закону, появится возможность вне суда обжаловать решение о прекращении статуса адвоката в рамках Федеральной палаты адвокатов. Сначала жалобу рассмотрит комиссия по этике и стандартам и в течение месяца решит, принимать ее к рассмотрению или нет. Если она отклонит жалобу, то она обязана мотивировать решение. Если она передает дело, то его в течение недели получает совет ФПА, которому закон дает месяц на рассмотрение дисциплинарного дела. Совет может оставить решение без изменения, изменить его либо принять новое решение. Закон также предписывает выкладывать решения в открытый доступ.
Процедура ФПА, которая займет не больше двух месяцев и одной недели, вполне может оказаться быстрее, чем судебное обжалование.
Согласно разным прогнозам, ФПА будет получать до 100 жалоб на решения региональных палат о прекращении статуса адвоката, делится вице-президент ФПА Михаил Толчеев. А решения, по его словам, будут выкладываться в общий доступ с некоторыми ограничениями, учитывая адвокатскую тайну. В каком именно виде они будут публиковаться, пока не определили, но они должны стать ориентиром для региональных палат, чтобы создать единую дисциплинарную практику, говорит Толчеев.
Президента адвокатской палаты избирает из своего состава совет адвокатской палаты. Срок – четыре года, ограничение – два срока подряд. Но многие главы региональных АП обходят закон и занимают свои места фактически дольше. Например, выборы выигрывает другой кандидат, который через несколько дней уходит в отставку. Тогда предыдущий президент занимает свою должность. Такую практику критикуют некоторые представители адвокатуры и юридического мира. На бессменность многих глав палат в 2017 году обращал внимание адвокат Игорь Трунов, который подавал жалобу в Конституционный суд. У защитника был конфликт с руководством АП Московской области, которую к тому моменту уже 14 лет возглавлял Алексей Галоганов (и продолжает по сей день). Конституционный суд отказался принимать жалобу Трунова и указал, что палаты имеют право самостоятельно формировать свои руководящие органы.
В новой редакции закона ограничение «два срока подряд» снимается. Но появляется особый порядок избрания президента, который занимает должность два срока и более. Если совет АП выдвигает на должность именно «опытного» кандидата, то его избирает собрание (конференция) адвокатов, говорится в законе. При этом члены собрания могут выдвигать на должность главы других членов совета. Для избрания необходимо простое большинство голосов. Если ни один из кандидатов его не набрал, то в тот же день выбирают президента в обычном порядке – из тех членов совета, кто не выдвигался на должность.
В пояснительной записке не раскрывается, в чем цель таких поправок. Вероятно, они должны улучшить ротацию среди глав адвокатских палат и помешать практике «вечного президентства», а также добавить процедуре демократичности. Это могло сыграть свою роль, хотя не является единственной причиной принятия новеллы, рассуждает вице-президент ФПА Шаров. Как он объясняет, законодатель пытается одновременно обеспечить сменяемость органов самоуправления и дать возможность адвокатскому сообществу самостоятельно определять президента.
Обоснованными поправки считает управляющий партнер Александр Аронов. «Совет держит всю власть в своих руках. Раньше президентом мог стать один и тот же человек, вовсе не важно, устраивал он большинство адвокатов или нет».
Чтобы что-то изменилось, одного закона мало, нужны активная позиция и волеизъявление всего адвокатского сообщества.
Закон предусматривает и другие изменения. Закрепляется такое понятие, как партнеры адвокатского бюро и партнерский договор, который они заключают. В нем можно указать порядок принятия решений и компетенцию общего собрания партнеров – высшего органа бюро.
Снижаются требования к стажу профессиональной деятельности адвокатов-учредителей адвокатских образований. Чтобы создать адвокатский кабинет, теперь достаточно будет трех лет стажа (раньше требовалось минимум пять). Чтобы учредить коллегию адвокатов, нужно, чтобы не меньше двух основателей имели стаж от трех лет (раньше – от пяти).
Кроме того, закон установит, что стажеры адвоката для прохождения стажировки заключают срочный трудовой договор.