51,2% юристов говорят, что у них есть по-прежнему много текущих задач. Вирус повлиял на работу, но семейные споры, уголовные, административные и другие дела никто не отменял.
Только у 18,9% респондентов деятельность уже преимущественно связана с коронавирусом. О том, что число таких задач увеличилось у американских юристов, пишет Financial Times. Они заявляют, что звонков и запросов стало больше на 25% и более из-за юридических проблем, связанных с пандемией. Но в России коронавирус принес юристам больше плохого, показывают результаты опроса «Право.ru». Так, четверть юристов (23,6%) в период пандемии остались без работы. Остальные опрошенные говорят о падении спроса на юруслуги.
Например, в компании количество новых проектов снизилось. «Но при этом мы ведем активную работу по тем делам, которые стартовали до карантина», – делится Мария Чуманова, управляющий партнёр фирмы.
Популярные дела
Больше всего юристы заняты в судебных спорах, так ответило 28,6% опрошенных. Недалеко ушли банкротство (19,3%) и трудовые споры (19,3%), которые не теряют актуальности в период пандемии. В результате кризиса предприятия банкротятся, многие теряют работу. Трудовое право актуально и для работодателей, которым трудно или даже невозможно полностью платить зарплату. Ведь доходы уменьшаются, а затраты по кредитам и аренде остаются. Именно трудовая практика «переваривает» все законодательные нововведения федеральных и московских властей и в режиме реального времени консультирует бизнес по нетривиальным вопросам функционирования в режиме карантина и нерабочих дней, говорит Алексей Захарько, управляющий партнер в России.
Также юристы рассказали, что они считают важным в работе с клиентами в период пандемии. По их мнению, это оперативное реагирование (32,8%), высокое качество услуг (27,5%), внимание и информирование об изменениях в законах (25,2%), скидки, отсрочка платежей, бонусы (14,5%).
Скидки и стандартный прайс
Большинство респондентов (54,2%) уверены в необходимости системы скидок и отсрочек платежей для компаний, которые больше всего пострадали от коронавируса. Гибкий подход к клиенту сейчас выбирают многие юрфирмы, чтобы дать бизнесу шанс «вернуться в игру», отмечается в статье «Поймать дно»: как российский юррынок реагирует на пандемию». «В случае проблем фирма идет на компромисс и договаривается о скидках и рассрочках», – рассказал партнер Алексей Артюх. «Вопрос об оплате текущих проектов поднимают скорее клиенты из сильно пострадавших отраслей (общепит, гостиничный бизнес), – продолжает Мария Ильяшенко, управляющий партнер . – Стараемся договариваться об оптимизации бюджета».
16,8% ответивших в опросе полагают, что можно перераспределить ранее утвержденные бюджеты на решение срочных вопросов. И только 3,1% респондентов считают, что для таких организаций юруслуги должны быть бесплатными. Зато 26% опрошенных убеждены в том, что никаких скидок и особых условий быть не должно, ведь это такая же работа, снижать цену за нее не стоит.
Размер услуг в целом остается «докризисным». Старые цены сохранили 81,9% опрошенных. А 15,7% юристов договорились на другой тип оплаты, а сумма вознаграждения уменьшилась. Например, в фирме пока не видят оснований кардинальным образом менять общий прайс, рассказывает партнер Роман Речкин: «Экономика юридической фирмы, затраты на оказание юридических услуг не изменились. Другое дело, что в текущей ситуации для конкретных клиентов мы предлагаем индивидуальные условия. Речь может идти как о скидках в отношении стоимости услуг, так и о каких-либо отсрочках, рассрочке оплаты». Фирма стоимость услуг тоже не корректировала, рассказала Чуманова. Овчинникова тоже не чувствует особенной разницы между весной прошлого и этого года. «Поэтому изменений гонорарной политики в ближайшее время не планировала. Посмотрим, что будет дальше», – делится адвокат.
Опрос показал, как оплачиваются услуги юристов в кризис. Большинство юристов в период пандемии прибегают к фиксированной ставке (46,9%). А у 41,5% опрошенных преобладает комбинированный тип оплаты. В опросах «в мирное время» превалировал именно комбинированный тип. Почасовой платой пользуются 7,7% юристов, а 2,3% отдают приоритет гонорару успеха. И только 1,5% респондентов могут оказывать услуги бесплатно в рамках лояльности.
Многие юристы в коронавирусное время берут предоплату с клиентов (56,2%). В два раза меньше (20%) опрошенных принимают оплату после оказания услуг. А еще 16,2% респондентов предпочитают постоплату, но уже с обеспечением обязательств. 7,7% опрошенных перераспределяют ранее согласованные бюджеты на другие услуги.
Технологии и полезная информация
Юристы рассказали, какие технологии пригодились им в работе больше всего. Так, это электронное правосудие (48,8%) и электронный документооборот (30,4%). Онлайн-сервисы и чат-боты стали наиболее полезны для 9,6% опрошенных. Такой инструмент, как проверка контрагентов, стал актуален для 8% юристов. А 3,2% пригодилось всё сразу.
Также представители юрсообщества ответили на вопрос, где берут полезную информацию для работы юриста во время самоизоляции. 34,1% респондентов прибегают к обмену опытом с коллегами. А 27,1% опрошенных выбирают онлайн-конференции и вебинары. 22,5% юристов читают новости и статьи в средствах массовой информации. 16,3% опрошенных предпочитают алерты и специальные разделы на сайтах юрфирм. «Самое оперативное освещение и обсуждение профессиональных вопросов происходит в Facebook и профильных Telegram-каналах», – говорит Ильяшенко.