Первые шаги по систематизации актов
В 2008 году появилась первая полноценная база решений арбитражных судов (БРАС), ведением которой занимался «Гарант-Интернет». Но там публиковались только итоговые акты судов, вспоминает CEO «ПравоТех» Алексей Пелевин: «Их число не превышало 30% от общего количества решений, которые суды принимали».
В то же самое время бизнесмен Дмитрий Чиракадзе и Пелевин задумали открыть портал «Право.ru» и добавить к информационной ленте различные сервисы: сделали карточки судей и стали публиковать информацию о судебных делах. Эти сведения собирали с сайтов судов, так и набралась первая база судебных актов от «Право.ru». Именно она и легла в основу КАД, технической разработкой которой занялись восемь программистов. На работу отводилось не больше двух месяцев.
По словам Пелевина, они с Чиракадзе на три дня закрылись в офисе, чтобы придумывать дизайн КАД: «Тогда и появился интерфейс, теперь уже всем привычный». Так и появился единый централизованный бесплатный ресурс, который включил в себя данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов.
Картотеку запустили в феврале 2010 года и подключили к ней сразу 112 арбитражных судов. Тогда в базе содержалась информация более чем о 4 млн судебных дел, за девять лет эта цифра увеличилась почти в семь раз, до 27,3 млн. На тот момент нововведение выглядело настоящим технологическим прорывом и изначально имело большую часть функций, которые сегодня юристы считают уже привычными. Для поиска дела достаточно указать его номер либо иные реквизиты: наименование участника спора, дату регистрации дела, имя судьи или наименование суда. В карточке спора пользователь может ознакомиться с опубликованными судебными актами, узнать о событиях по делу, увидеть список участников и судей. Карточка содержит информацию о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показывает текущий статус спора и его рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Все события в карточке располагаются в хронологической последовательности. Непосредственно в карточке можно посмотреть, а главное – распечатать принятые по делу судебные акты.
Разработчик КАД – российская компания «ПравоТех» (под руководством акционеров из РФ) является лидером рынка Legal Tech. Среди ее клиентов – Альфа-Банк, Сбербанк, «Мираторг», «Газпром нефть», «МегаФон», «Ингосстрах», Россельхозбанк, «Ростелеком» и другие. Более 300 организаций, в том числе и международных, доверяют автоматизацию юридических процессов «ПравоТех».
Тем не менее изначально многие юристы отнеслись к новинке с глубоким недоверием. Некоторые коллеги делились подозрениями, что система лишь усложнит жизнь юристов, вспоминает первые впечатления от картотеки арбитражных дел партнер Мерген Дораев. Подозрения юррынка усиливало и отношение судейского сообщества к нововведению.
Проблема гласности – палка двух концов. Благодаря КАД каждого судью можно рассмотреть под микроскопом. Все процессуальные события видны. Раньше ведь ни отказы в обеспечительных мерах, ни переносы заседаний нигде не публиковались. За 10 лет качество раскрытия информации выросло.
По словам Дораева, им с коллегами приходилось наблюдать нежелание судов принимать поданные в таком виде документы: «Что-то не подшивалось в дела. Доходило до того, что все электронные файлы дублировались в бумажном виде». Поначалу уровень раскрытия данных со стороны судов не превышал 25%, признает Пелевин: «За несколько месяцев эта цифра выросла до 99% благодаря разъяснительной работе, которую вели с судейским корпусом».
Юристам система быстро приглянулась
Уже через год систему по достоинству оценили сотрудники крупных юркомпаний, частнопрактикующие юристы и другие представители, участвующие в процессах. Главное, что они отмечали, – КАД способствует развитию судебной системы России. Об этом еще девять лет назад говорил Константин Астафьев, партнер .
Его коллега по бюро Илья Дедковский тогда подчеркивал, что с помощью этого ресурса юристы стали экономить свое время и силы: «Теперь не нужно стоять в очереди за решением или проводить половину рабочего дня за телефоном, чтобы узнать информацию по делу. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих споров позволяет оперативно реагировать на любые изменения по ним».
Возможность проследить «судебную историю» в отношении конкретной компании благодаря нажатию нескольких кнопок серьезно облегчила рутинную работу специалистам и снизила нагрузку на сотрудников аппаратов арбитражных судов.
Показатели системы росли стремительно, спустя два года после запуска среднесуточная посещаемость КАД выросла на 75% и составила 200 000 человек. Аудитория на то время достигла почти 10 млн уникальных пользователей, которые заходили на ресурс в общей сложности 61 млн раз и просмотрели более 220 млн страниц.
Функции системы стали со временем использовать еще шире. В 2012 году Виктория Соловьева из рассказывала, что предприниматели стали применять КАД для оценки потенциальных контрагентов. К тому моменту разработчики уже выпустили приложение КАД для всех мобильных платформ: iOS, Android и Windows Phone. При этом пользователи получили возможность хранить нужные документы в памяти устройства, чтобы работать с ними без интернета.
В 2013 году в КАД добавили Суд по интеллектуальным правам, аудиозаписи судебных заседаний, отчет о публикации материалов по делам упрощенного производства и возможность создания электронного дела.
Еще через год система электронного правосудия позволила пользователям автоматически подписываться на дела при подаче документов в электронном виде, получать отчеты по публикации аудиозаписей судебных заседаний, а также альтернативно авторизоваться через ЕСИА (портал «Госуслуги»). В 2015-м разработчики добавили возможность судьям удалять ошибочные документы, а еще появилась возможность прикреплять внепроцессуальные обращения в КАД. К 2017 году общий объем данных во всех файловых хранилищах увеличился с 12 до 218 Тб.
В прошлом году лицам, участвующим в деле, разрешили через систему знакомиться с электронными документами, графическими копиями документов и аудиозаписями судебных заседаний, размещенными в КАД. А уже этой весной на фоне пандемии тестируются проекты по автоматизации приказного производства, отправка документов в суд с помощью чат-бота, а также интерактивный конструктор для создания электронных документов.
Арбитражные суды с каждым годом продолжают становиться все технологичнее. В январе 2020-го появилась функция дистанционного ознакомления с материалами дел, а на фоне пандемии удалось запустить онлайн-процессы. Теперь можно судиться не выходя из дома. К системе подключили уже несколько десятков судов различных инстанций (вплоть до экономколлегии ВС).
Президиумы Верховного суда и Совета судей рекомендовали проводить заседания по видео-конференц-связи всем судам, у которых есть техническая возможность. На данный момент в онлайн-формате прошло уже больше 2000 процессов. При этом пока КАД не имеет аналогов в мире, а посещаемость ресурса сравнима с порталом «Госуслуги» и ФНС – www.nalog.ru.
За что сегодня систему ценят пользователи
Сегодня к КАД и другим сопутствующим сервисам все уже привыкли. С развитием информационно-аналитических систем, таких как СПАРК, КАД, «Гарант-Интернет» или «Консультант», судьи и судебные юристы получили неограниченный доступ к огромным массивам постоянно меняющейся информации, подчеркивает партнер Артур Рохлин. Как о судебных решениях, так и об участниках процессов, их имуществе, опыте судебных разбирательств.
Таким образом, благодаря подобным базам прозрачнее стала не только судебная практика, но и деятельность юристов. Из таинства начала 2000-х работа судебного юриста превратилась в ремесло, алгоритм которого понятен любому разумному клиенту, поясняет Артур Зурабян, адвокат, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража .
Мы перестали быть «кудесниками», готовыми обещать, а иногда даже исполнить «процессуальное чудо» через иски «миноритарных акционеров» в СОЮ, замечает эксперт. Трансформировались в высокооплачиваемых ремесленников, получающих гонорар за качественно выполненную работу, добавляет он.
Цифровизация упрощает деятельность юристам. Чем меньше времени мы тратим на технические вещи, тем больше времени остается на интеллектуальную юридическую работу.
Поэтому сейчас никто не может представить свою профессиональную жизнь без любимого домена arbitr.ru и множества специализированных информационных сервисов, таких как Casebook и Caselook, констатирует управляющий партнер Андрей Сычев. Да и клиенты юристов, благодаря появлению таких систем, стали более информированными о ходе процесса. С течением времени и развитием самой судебной системы растет правосознание клиентов, резюмирует управляющий партнер Сергей Слагода.
А Пелевин обещает, что уже в этом году пользователи увидят систему в новом дизайне – КАД.2.0. Мы идем к единому проектному пространству судьи и участника спора, рассказывает он о планах на будущее: «Все они будут в одном пространстве общаться между собой». Образуется так называемая экосистема, объясняет глава «ПравоТех»: «Если судье нужно что-то запросить, то он напишет в чате одной из сторон: дайте документы по такому-то иску. И такое сообщение станет считаться юридически значимым действием». Наша главная задача – снимать лишние бюрократические процедуры, резюмирует Пелевин.