Больше двух месяцев назад коронавирус поменял режим работы россиян. Предприятия, ТРЦ, салоны красоты и другие фирмы прекратили свою работу в конце марта. Юристы перешли на удаленный режим работы. Проще всего перестроиться оказалось компаниям, где уже был опыт удаленного управления. Например, в . Как рассказывает управляющий партнер Ольга Сорокина, система удаленного управления бизнесом работала уже давно, с момента открытия европейских офисов, и работает бесперебойно. «Еще до официального объявления режима самоизоляции мы приняли решение об организации работы из дома. Все сотрудники взяли ноутбуки и направились в свои «виртуальные офисы», – рассказывает Сорокина.
В ожидании офисной работы
Как показывают результаты опроса, почти четверть юристов (22,5%) не может дождаться выхода на работу. Некоторым респондентам дистанционка снизила продуктивность, ведь дома всё отвлекает от дел. С этим столкнулся и Андрей Панов, юрист Allen&Overy: «Я готов выйти в офис. Мне не очень удобно работать удалённо. Кроме того, работа в практике по разрешению споров подразумевает походы в суды, участие в переговорах».
Возможно, в дистанционной работе немного не хватает чувства локтя, неформального общения. Не станешь же запускать групповой чат, чтобы поделиться пришедшей в голову шуткой. Да и проверить на коллегах какую-нибудь внезапную идею быстрее и проще, если вы все находитесь в одном помещении.
А вот некоторым сотрудникам карантин дал больше времени для развития. «Что касается рабочей продуктивности, то думаю, она увеличилась. Работа настолько затягивала, что не было заметно, когда заканчивалось «рабочее» время, – делится Елена Корсакова, PR-директор юридической фирмы . – Самоизоляция открыла и новые возможности. Например, время, которое раньше уходило на дорогу от дома до офиса и обратно, можно потратить на вебинары или книги».
Как ходили, так и ходим
23% опрошенных не переставали работать во время пандемии. Такую позицию юристы критикуют. Сорокина против работы вопреки запретам: «Мы отвечаем за здоровье и безопасность сотрудников и их семей, эти ценности всегда важнее любой производственной необходимости».
Некоторые компании запрещают работникам приходить в офис без особой необходимости. Такой позиции придерживается и Дмитрий Некрестьянов из АБ : «Многие сотрудники засиделись дома, им явно не хватает общения, они просятся обратно в офис. Но мы пока придерживаемся позиции, что им нет нужды возвращаться. Многие задачи вполне можно выполнять удаленно, поэтому мы рекомендуем взвешивать, реально ли нужно идти в офис». Юрист резюмирует, что возвращение в офис – процесс неминуемый, но отнюдь не единовременный.
Впрочем, для некоторых юристов не стоял вопрос, работать дистанционно из дома или выходить на улицу. Пример – адвокаты. Неотложные следственные действия производились и во время пандемии, а суды рассматривали срочные вопросы. Те, кто в них задействован, продолжали трудиться.
Не хотим в офис
За время самоизоляции некоторые компании адаптировались к дистанционной работе настолько, что 11,7% опрошенных юристов не собираются выходить в офис после окончания карантина. Ограничительные меры показали, что офис им не так уж и нужен. Так случилось и в компании : «В ближайшие полгода после выхода из карантина мы планируем протестировать гибридный формат работы: часть команды останется на удаленке, часть будет присутствовать в офисе посменно (в зависимости от текущих задач), а другая часть останется работать в офисе постоянно», – объясняет Денис Литвинов, управляющий партнёр фирмы.
А вот 5% не хотят выходить из дома, поскольку боятся вируса. Не все считают, что окончание карантина означает завершение пандемии. Некоторые юрфирмы учли и этот момент, о чем рассказывает Дарья Невская, партнер : «Мы уже провели опрос сотрудников и знаем, кто хочет вернуться работать в офис. В первую очередь начнём возвращать именно их».
36,7% респондентов готовы выходить из домашнего режима только в случае необходимости присутствовать лично. Часть компаний уже начинает работу в офисах: «Мы частично вышли из дистанционки с 12 мая. Начали с юристов и сотрудников, у которых есть личный автотранспорт, – делится директор по развитию Юлия Надёжина. – Закупили необходимые дезинфицирующие средства, маски, перчатки. Все мы перед выходом в офис сдали тесты, чтобы не подвергать друг друга рискам заражения. Но для посетителей офисы по-прежнему закрыты, все встречи проходят дистанционно».