Судья 9 квалификационного класса Константин Устинов более шести лет работал судьей в райсудах Брянской области. Но в 2020 году, когда он работал в Фокинском районном суде Брянска, у него начались проблемы на работе. В августе судьи Брянского областного суда Олейникова, Горбарчук, Сидоренкова и Фролова приехали в райсуд с проверкой. Они нашли в работе Устинова ряд нарушений, о чем написали в справке. В их числе – необоснованно принятые исковые заявления, нарушения сроков рассмотрения дел и другие. Как говорил сам судья, его вызвали на Президиум, заставляя уйти в мировые судьи, и утверждали, что работать возможности все равно не дадут. Судью, по его словам, назвали эгоистом и циником, давая характеристики и его воспитанию, и его родителям.
В ответ в августе–октябре 2020-го Устинов направил в региональный и федеральный советы судей ряд обращений и жалоб на действия главы райсуда Светланы Мариной и судей, проводивших проверку. В обращениях он «упоминал обстоятельства межличностных и служебных отношений с Мариной, комментировал стиль ее руководства судом, нарушения в распределении и рассмотрении дел, предвзятое к нему отношение и попытки побудить его оставить работу в суде», – так говорилось в докладе ВС. По мнению судьи, председатель суда вела себя неподобающим образом, разговаривала неэтично, а также субъективно распределяла премии.
Позже комиссия, изучавшая обращение и жалобу Устинова, заключила, что факты не нашли подтверждения. Зато в октябре в Совет судей поступила справка о недостатках в работе судьи Устинова и обращение председателя облсуда о проверке в отношении него. В ноябре дисциплинарная комиссия нашла проступок уже в действиях Устинова, которого раньше к дисциплинарной ответственности не привлекали. Нарушение было в том, что обстоятельства из жалоб не подтвердились, а сам судья якобы хотел просто уйти от ответственности за недочеты в своей работе.
Дисциплинарное производство в отношении судьи возбудили после постановления Совета судей Брянской области от ноября 2020 года. В конце ноября ККС рассмотрела представление в отношении Устинова и согласилась, что судья совершил проступок, за который надо досрочно лишить его полномочий. Коллегия разделила точку зрения о том, что судья плохо работал, а чтобы прикрыть это, жаловался на руководство. «Он должен был устранить недостатки в работе и сообщить об этом, но предпочел писать обращения», – отметил в ходе заседания председатель ККС Брянской области Алексей Тумаков.
В Верховном суде
Судья обжаловал решение и попросил отменить его. Устинов указал: то, что обстоятельства из жалоб были недоказанными, не позволяет сделать вывод, что такие жалобы – проступок. Иначе непонятно, как вообще судья должен защищать свои права. Он полагал, что его обращения не были безосновательными, а его доводы не проверили.
Представитель ККС в ходе своего выступления подчеркивал, что никакой предвзятости к Устинову со стороны судей облсуда не было, а вот его поведение – необоснованные жалобы – вполне могут рассматриваться как проступок. Не было ни одного судьи, который писал бы жалобы на коллег, тем более распространяя необоснованные, порочащие сведения, уточнил представитель ККС. А говорить о личных обстоятельствах нетактично. Когда Устинов указал, что записывал разговоры, чтобы подтвердить свои аргументы, представитель ККС заметил, что запись разговоров характеризует его как личность: «О каком морально-нравственном облике судьи может идти речь?»
– Вы что, действительно записывали разговоры? Зачем? – поинтересовались в ВС.
– Понимал, что иначе никак не докажу обстоятельства, на которые ссылался.
– А зачем предавать гласности личное? Речь о женщине, судье? – спросил председательствующий судья Сергей Рудаков.
– Я не предавал. То, что я указывал относительно адвоката Гордеевой, – это не касается личной жизни, – отметил Устинов.
Ранее он говорил о содержании жалоб: якобы председатель суда не пускала в суд адвоката, которая была бывшей женой ее супруга.
А у представителя ККС члены коллегии спросили, в чем именно орган нашел признаки проступка.
– В нарушении кодекса судейской этики, – ответил он. – Судья должен и в работе, и вне ее оставаться высоконравственным и честным человеком, а тут написание жалоб – по сути, это клевета. Написание жалоб недостойно судьи. Приходят десятки жалоб на судей от граждан, но если их пишет сам судья... как можно работать с ним рядом, если он собирает негатив?
«Как можно работать рядом с судьей, который пишет жалобы на коллег?»
– Судья жалуется на коллег, и его доводы не находят подтверждения, и судью всегда лишают полномочий – у вас такая практика? – поинтересовались в ВС у представителя квалифколлегии.
– У нас такого никогда не было, – признался тот.
После совещания дисциплинарная коллегия приняла решение удовлетворить жалобу Устинова.