ПРАВО.ru
Практика
22 июня 2021, 9:05

Вернуть товар или потребовать деньги: что потребитель должен сделать раньше

Вернуть товар или потребовать деньги: что потребитель должен сделать раньше
На макбуке залипали клавиши. Два раза потребитель чинил ноутбук по гарантии, а после третьей поломки потребовал у российской «дочки» Apple вернуть деньги. Компания просила выслать ей ноутбук. Но телеграммы мужчина не получил и сразу пошел в суд. Три инстанции разбирались с гарантийными сроками и недостатками техники. ВС обратил внимание на то, что покупатель недобросовестный: деньги просит, а технику не отдает.

В январе 2019 года Антон Маевский* купил Масbоок Рго, но уже через два месяца обратился в сервисный центр – у ноутбука залипали две клавиши.  Выяснилось, что проблема в клавиатуре, поэтому часть корпуса поменяли по гарантии. Через пару месяцев Маевский вернулся с похожей проблемой – залипали две другие клавиши. Ноутбук снова отремонтировали бесплатно. Но почти сразу же история повторилась. Маевский пошел к другому мастеру. Тот дал письменный ответ, что из-за проблем с клавиатурой нужно в третий раз менять ту же самую часть корпуса. 

Маевский не стал ремонтировать ноутбук еще раз, а потребовал у ООО «Эппл Рус» – российского импортера товаров Аррlе – вернуть стоимость «мака». Через несколько дней после получения претензии компания отправила покупателю телеграмму – попросила вернуть товар. Но ярославский почтамт не смог доставить документ: из квартиры к почтальону никто не вышел. Сам Маевский по извещению за телеграммой тоже не пришел, а сразу подал иск в Заволжский районный суд Ярославля

Во время разбирательства в первой инстанции «Эппл Рус» направило еще одну телеграмму с просьбой вернуть товар. Но ее тоже никто не получил. 

Суды сосредоточились на сроках и недостатках

Требование о возврате денег мужчина обосновывал тем, что ноутбук – товар ненадлежащего качества с существенными недостатками. Суд напомнил, что для таких недостатков в п. 6 ст. 19 законе о защите прав потребителей есть специальное правило. Сначала нужно попросить импортера бесплатно починить поломку. Если он не успел за 20 дней или выяснилось, что дефект неустранимый, – тогда можно требовать деньги. Маевский потребовал деньги сразу, поэтому суд  отказал в иске (дело № 2а-1962/2019).

Но п. 6 ст. 19 ЗоЗПП начинает работать тогда, когда заканчивается гарантийный срок, возразила апелляция. Ноутбук Макеева еще на гарантии, значит, эта норма не применяется, решил Ярославский областной суд и удовлетворил иск (дело № 33-8000/2019). Решение устояло во Втором КСОЮ, поэтому «Эппл Рус» обратилось в Верховный суд

ВС намекнул на недобросовестность потребителя

В ВС спор рассмотрела «тройка» под председательством Елены Гетман. Судьи указали: прежде чем требовать деньги за товар, покупатель должен вернуть его. Иначе импортер не сможет проверить качество, которое не устроило потребителя. 

Когда покупатель не отдает товар, но просит вернуть деньги, суду нужно определиться с добросовестностью такого потребителя. Если это злоупотребление правом, клиент теряет право на неустойку и «потребительский» штраф, указал ВС. 

В этом споре «Эппл Рус» дважды предлагала Маевскому вернуть товар. Но покупатель не отреагировал ни до, ни во время судебного процесса. По Гражданскому кодексу сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но тот не получил его по зависящим от него обстоятельствам, напомнил Верховный суд (дело № 8-КГ21-1-К2). При новом рассмотрении дела Ярославскому областному суду придется учесть это обстоятельство (дело № № 33-3188/2021). 

Юрист о злоупотреблениях потребителей

Недобросовестность – это очевидное отклонение от поведения, которое ожидается от любого участника гражданского оборота. В деле Макеева ВС указал на недобросовестность потому, что продавец действовал по закону, а покупатель уклонялся от получения телеграмм, говорит Полина Глотова, юрист адвокатской конторы Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market)

Гораздо чаще суды встают на сторону потребителей. Обычно нарушения совершают именно продавцы как профессиональные участники рынка. Именно поэтому особенно интересны случаи, когда установлено недобросовестное поведение потребителя.

Полина Глотова, юрист Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market)

Глотова рассказала и о других злоупотреблениях покупателей. Они могут направить заведомо необоснованную претензию. Например, попросить больше денег, чтобы продавец не согласился платить. Тогда формально в суде с него можно будет взыскать штраф за отказ удовлетворить требования в добровольном порядке. 

С похожей ситуацией ВС столкнулся в деле № 91-КГ19-1, говорит юрист. Тогда суд указал, что возможность ответчика удовлетворить требования добровольно нужно оценивать применительно к той части претензии, которая предъявлена обоснованно. 

* Имя и фамилия изменены редакцией.