Документ представил судья коллегии ВС по административным делам Сергей Никифоров. По его словам, анализ судебной практики показал, что судьи в основном правильно применяют законодательство в этой сфере. Но некоторые вопросы все-таки вызывают сложности. Генпрокуратура и Минюст поддержали проект без замечаний, но его все же было решено отправить на доработку в редакционную комиссию. Обычно ко «второму чтению» Пленум вносит лишь незначительные поправки в первоначальную версию.
Проект в основном разъясняет аспекты наказания по ст. 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Эта статья предусматривает такие санкции, как:
- предупреждение;
- штрафы для должностных лиц в размере от 1000 до 30 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет;
- штрафы для предпринимателей без образования юридического лица в размере от 1000 до 40 000 руб.;
- штрафы для юридических лиц от 30 000 до 200 000 руб.
В проекте постановления разъясняются аспекты ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП за невыплату зарплаты. Датой ее перечисления следует считать день передачи в банк платежного поручения о переводе денег, если они есть в нужном количестве на счете работодателя. Дата фактического поступления средств значения не имеет.
Несвоевременная выплата зарплаты — это не длящееся нарушение. Срок давности по несвоевременной выплате зарплаты начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Каждая задержка или невыплата — это отдельное правонарушение независимо от числа работников (п. 15).
Если работодатель из корыстной или иной личной заинтересованности больше трех месяцев не платит зарплату частично (менее половины) или больше двух месяцев — полностью, то это уже не административное нарушение, а уголовное (ст. 145.1. УК «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). Если установлены признаки преступления, то материалы надо передавать в орган предварительного расследования, говорится в проекте постановления.
Квалификация нарушения как длящегося или нет позволяет правильно определить сроки привлечения к ответственности и понять, прошли ли они.
Уклонение от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление или заключение вместо него гражданско-правового соглашения — это недлящиеся нарушения. Они считаются оконченными через три дня после того, как работодатель допустил неоформленного сотрудника к работе. А если на предприятии все-таки подписали договор (хотя и не тот), нарушение считается совершенным в день оформления такого документа (п. 11).
В то же время должностное лицо может передать материалы в суд, если в ходе проверки обнаружит правоотношения с признаками трудовых, которые возникли на основании гражданско-правового договора и впоследствии были прекращены (п. 10).
Несвоевременная выплата зарплаты — это недлящееся нарушение (см. карточку «Зарплата»).
Нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП, тоже недлящиеся, потому что непроведение специальной оценки условий труда и другие действия должны выполняться к определенному сроку (п. 18).
Если сотрудника допустили к работе без обязательного обучения, проверки, осмотра, освидетельствования либо вопреки медицинским противопоказаниям, это длящееся нарушение (п. 20).
Если работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты, это тоже длящееся. В таком случае составляется один протокол, даже если работников несколько.
К субъектам «трудовых» административных правонарушений, в частности, относятся работодатели (юридические лица и граждане, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица) и их должностные лица. Если руководитель организации уволился, это не мешает привлечь его к «административке» за нарушения, которые он допустил во время работы. Если, конечно, не истек срок давности. Аналогичное правило действует и в отношении ИП, который прекратил свой статус.
Субъектом ответственности может быть и арбитражный управляющий, которому перешли права и обязанности обанкротившегося работодателя (п. 4).
Индивидуальный трудовой спор сотрудника с работодателем и административная ответственность — это разные вещи, напоминает проект постановления. Поэтому трудовой спор в процессе рассмотрения никак не защищает работодателя от штрафов или других санкций по КоАП. При этом, если судья уже принял решение по делу с работником, его надо учитывать в деле об административном правонарушении (п. 22).
Части ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП, которые предусматривают ответственность за аналогичное правонарушение, применяются, если лицо на момент совершения нового нарушения все еще считается подвергнутым административному наказанию за прошлое. Пленум напоминает судьям проверять эти сроки (п. 6).
При этом неважно, совершены ли нарушения на одном месте работы или на разных.
Если работодатель уклоняется от надлежащего оформления трудового договора, ему грозит «административка» по ч. 4 ст. 5.27 КоАП. Доказать трудовые отношения в таком случае можно любыми данными, которые свидетельствуют, что работник лично за деньги выполнял трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Помимо протокола об административном правонарушении, это могут быть объяснения предполагаемого нарушителя, показания предполагаемого работника и свидетелей, письменные доказательства, фото- и видеосъемка, звуко- и видеозапись (п. 9).
Ст. 5.27 КоАП устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства (Трудового кодекса, других федеральных законов, законов субъектов) и иных НПА, содержащих нормы трудового права (указов президента, постановлений правительства и др.).
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, которые содержатся в ФЗ и иных НПА, карается по ст. 5.27.1 КоАП. Эта норма является специальной по отношению к ст. 5.27 КоАП (п. 2).
Закон, который улучшает положение нарушителя, имеет обратную силу. Это относится не только к самому КоАП, но и к нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Судьям в каждом случае нужно проверять, был ли соблюден порядок регистрации, опубликования и вступления в силу такого нормативно-правового акта (п. 3).
Проект постановления Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»