В пятницу, 28 октября, министр обороны Сергей Шойгу объявил о завершении мобилизационных мероприятий. По его словам, необходимые для фронта 300 000 человек были набраны, а 87 000 из них уже отправились в зону боевых действий.
В понедельник, 31 октября, Минобороны повторно выступило с заявлением о завершении мобилизации. С 1 ноября военкоматы приступят к своей привычной деятельности: будут проводить осенний срочный призыв, который в этом году продлится два месяца вместо трех — с 1 ноября по 31 декабря. По утверждению ведомства, с этого момента на фронт будут отправлять только добровольцев и контрактников.
Вечером того же дня Владимир Путин ответил на вопрос о формальном прекращении мобилизации тем же способом, которым ее объявил, то есть президентским указом. «Откровенно говоря, не задумывался над этим. С юристами поговорю, нужно ли указом объявлять, что она завершена», — сказал он. При этом президент заверил, что «точка поставлена».
Тем временем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прямо не ответил, ждать ли президентского указа о завершении мобилизации. «Мы проинформируем вас дополнительно», — заявил он. Песков также призвал «ориентироваться на заявление Минобороны».
Утром 1 ноября про завершение частичной мобилизации высказался один из главных законотворцев страны, член Совфеда Андрей Клишас. «Никаких дополнительных указов об окончании мобилизации не требуется», — заявил сенатор. Позднее это подтвердил пресс-секретарь Владимира Путина. «Частичная мобилизация завершена, нового этапа мобилизации в стране не будет. На этот счет у нас есть заключение государственно-правового управления Администрации президента. Разосланы соответствующие телеграммы Минобороны в военкоматы насчет остановки и дальнейшей нерассылки каких-либо повесток», — заявил Песков.
На фоне этого обсуждения главы думских комитетов из «Единой России» решили устранить «правовой пробел» в мобилизационном законодательстве и предложили поправки в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за уклонение от мобилизации. Наказание составит до пяти лет лишения свободы.
Что об этом думают юристы
Партнер практики частных клиентов АБ Юлия Андреева отмечает: формально ни закон «О мобилизации», ни указ президента о частичной мобилизации не устанавливают, что завершение мобилизационных мероприятий должно оформляться новым указом.
Но руководитель практики мобилизационного консалтинга АБ Кирилл Коршунов уверен: решение главы государства, оформленное в письменном виде, обязательно нужно. Ведь мобилизацию объявили на основании него — нормативного акта, который действует либо до момента отмены, либо до специально прописанной в нем даты. В указе об объявлении мобилизации нет конкретных сроков. «Пока указ президента РФ об объявлении мобилизации не отменен, он действует и мобилизация продолжается», — объясняет эксперт.
На вопрос, есть ли у президента такие полномочия, раз закон «О мобилизации» их прямо не содержит, Коршунов отмечает, что проблем с этим нет. В силу ч. 2 ст. 4 закона «О мобилизации» руководитель страны может издавать акты и по вопросам, связанным с мобилизацией, которые не отнесены к ведению других органов. Отмена мобилизации не отнесена к их компетенции, соответственно, президент вправе издать указ об отмене мобилизации, объясняет юрист.
У Владимира Путина по закону о мобилизации «открытая компетенция», подтверждает партнер Александр Ермоленко, — он может делать все, что прямо не написано. У других органов такого права нет. «Поэтому очевидно, что нужен его указ», — уверен эксперт.
После подписания указа любые мобилизационные мероприятия должны быть прекращены, что позволит избежать злоупотреблений военных комиссариатов и в полной мере исполнить распоряжения президента.
По мнению Коршунова, в этом вопросе действует обычная житейская логика: «Кто принял решение что-то начать, тот, очевидно, должен иметь полномочие и прекратить это». Аналогичный подход можно применить и к вопросу, в какой форме отменять мобилизацию, — в той же, в которой ее объявили.
Без президентского указа «неясно, почему нужно остановиться», отмечает Ермоленко. «Заявлений министра обороны или мэра Москвы для этого недостаточно, поскольку они не могут отменять или изменять решения президента», — уверен юрист.
Читатели телеграм-канала Право.ru в большинстве своем тоже считают, что указ нужен: за такой вариант в опросе проголосовали 69% респондентов.
Почему (возможно) власти не хотят такого указа?
«Если сейчас издать указ о прекращении [частичной мобилизации], то потом надо будет новый издавать о начале, второй раз. А так не нужно: объявили — и берем людей сколько и когда захотим», — объясняет Ермоленко. Если армии понадобятся новые бойцы, действующий документ позволяет добрать их в нужном количестве в любой момент — все юридические основания для этого есть.
Кроме того, из-за принятых через три дня после начала мобилизации поправок в Уголовный кодекс совершение преступлений в период мобилизации считается отягчающим обстоятельством. Суды уже начали пользоваться этой поправкой (подробнее — Суд использовал мобилизацию как повод отправить человека в СИЗО).
Андреева обращает внимание на один из пунктов президентского указа о начале частичной мобилизации, который предусматривает, что контракты о прохождении военной службы продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации. Это значит, что после издания указа об окончании частичной мобилизации все контрактники получат возможность прекратить свои обязательства перед армией и уехать домой. Но ни одна из множества заявленных властями целей специальной военной операции пока так и не выполнена.
Поэтому, по мнению Андреевой, более корректно в данном случае говорить о «прекращении мероприятий по частичной мобилизации», нежели о «завершении частичной мобилизации».