ПРАВО.ru
Процесс
28 февраля 2023, 16:00

ВС разрешил регионам ограничивать приватизацию участков

ВС разрешил регионам ограничивать приватизацию участков
Спустя три года после заключения договора арендатор сельскохозяйственного участка может получить его в собственность. Такое право представляет федеральный закон. Но некоторые регионы вводят моратории на приватизацию и отказывают в выкупе земли. Фирма из Липецкой области посчитала это незаконным. Власти субъекта не могут принимать акты, которые противоречат прямым указаниям ФЗ. Спор дошел до Верховного суда. На заседании чиновники объяснили, что фирма может подать заявку, когда ограничение перестанет действовать.

Летом 2011 года администрации Грязинского муниципального района Липецкой области сдала в аренду ООО «Карамышевское» земли сельхозназначения на 49 лет. Но спустя десять лет компания захотела приватизировать участки без торгов. Она ссылалась на п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Норма гласит, что арендатор вправе приобрести участок, который находится в муниципальной или государственной собственности. При этом важно, чтобы при использовании земли он не нарушал законодательство. А подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса уточняет, что продажа без торгов возможна спустя три года после заключения договора аренды. Но заявить об этом важно, пока срок соглашения еще не истек. Поэтому организация направила в администрацию заявление о предоставлении участков в собственность без проведения торгов.

В сентябре 2021 года районная администрация отказала фирме, так как в регионе до 2029 года действует мораторий на приватизацию сельскохозяйственных земель. Чиновники объяснили, что он введен законом Липецкой области от 4 декабря 2003 года № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».

Регион не может ограничивать оборот земель

Тогда ООО «Карамышевское» обратилось в суд, чтобы оспорить отказ администрации (дело № А36-8482/2021). АС Липецкой области удовлетворил требования заявителя, исходя из того, что региональные власти не могут принимать акты, которые противоречат прямым указаниям федерального закона. А п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на которую ссылался истец, не предусматривает дополнительных условий передачи земли в собственность без торгов и права субъектов вводить их. Следовательно регионы не могут принимать законы, которые ограничивают оборот участков сельхозназначения. 

19-й ААС занял противоположную позицию и отменил акт первой инстанции. Апелляция обратила внимание: подп. 1 п. 1 ст. 19.1 того же закона указывает, что приватизация проходит с 1 января 2004 года, если в регионе не действует собственный закон о покупке сельхозземель. То есть субъект сам может определить момент, когда арендаторы могут выкупить участки.

Окружной суд не согласился с выводом апелляционной инстанции и «засилил» решение АС Липецкой области. Районная администрация обратилась с жалобой в Верховный суд и настаивает, что правильно истолковал нормы закона именно 19-й ААС. 

Подать заявку через шесть лет

Заседание в ВС прошло 28 февраля. Председательствовала в процессе Ирина Грачева. Представитель администрации Грязинского муниципального района Липецкой области Ольга Овчинникова напомнила, что п. 4 ст.1 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» допускает приватизацию земель сельхозназначения, находящейся в государственной или муниципальной собственности, с момента, который определен законом субъекта. Так, областным законом установлен запрет на приватизацию таких участков до 1 января 2029 года. По мнению Овчинниковой, введение моратория напрямую согласуется с указанной нормой. Более того, апелляционная коллегия ВС в определении от 6 июня 2018 года указала, что установление даты начала приватизации не является превышением компетенций региона (№ 19-АПГ18-3).

Овчинникова добавила, что действующий запрет на приватизацию не нарушает права ООО «Карамышевское». Второй представитель администрации Татьяна Мельник объяснила, что договор аренды с компанией заключили в 2011 году и действует он до 2060 года. Значит фирма может дождаться, когда закончится мораторий и тогда приватизировать землю. То есть через шесть лет.

Когда арендатор муниципальной земли может уступить свои права — мнение ВС

Юрист предприятия Иван Подтуркин рассказал, что подобные моратории действуют и в других регионах. И в Курской области под запретом только предоставление в собственность земли с аукциона. Это помогает отсечь недобросовестных покупателей. Но при этом Подтуркин убежден, что мораторий сочетается с правом на выкуп спустя три года аренды. Иначе такое ограничение исключает право на приватизацию.

Представитель фирмы сомневается, что организация сможет выкупить участки в 2029 году. Ведь действие моратория могут продлить. Так, в Курской области изначально он действовал до 2020 года. «Легким росчерком пера губернатора он был продлен до 2050-го. И что-то мне подсказывает, что это не предел», — отметил Подтуркин. В Краснодарском крае запрет действует до 2053 года, а в Ростовской области — до 2052-го. В Самарской области, по его словам, ограничения продляли уже пять раз. 

Экономический смысл моратория

На заседании выступил Сергей Курбатов, заместитель губернатора Липецкой области. Он курирует вопросы в сфере экономики, внешнеэкономической, инвестиционной деятельности. Чиновник объяснил, с какой целью регион вводил такой мораторий. По его словам, в стратегию развития Липецкой области закладывали интенсивное развитие сельского хозяйства. Чтобы в дальнейшем пополнять бюджет за счет поступлений из этой отрасли, речь идет и об арендной плате за земли. Такая выплата существенно выше, чем налоги для собственников. Поэтому бизнесменам выгоднее приватизировать участки и платить именно налоги. Но Курбатов считает, что регион вправе временно ограничить приватизацию и «воспользоваться арендными платежами».

Выгодная аренда или штрафы: что дают инвестиции в исторические здания

«У государства есть инструменты тонкой настройки, так зачем же рубить топором и бить по рукам», — ответил на это представитель ООО «Карамышевское». По мнению юриста, регион может пополнить бюджет иначе: например, за счет увеличения кадастровой стоимости земли. Так как от этой суммы рассчитывается налог, а еще именно столько платят арендаторы при выкупе участков без торгов. Подтуркин объяснил, что фермерам намного спокойнее инвестировать в свою землю, чем в арендованную. Не все готовы покупать новую технику и строить склады без уверенности, что администрация продлит договор аренды. В случае ООО «Карамышевское» соглашение заключено на 49 лет, но так далеко не у всех фермеров. Например, те, кто кто арендует муниципальные и государственные участки с аукционов, зачастую заключают договоры только на 10 лет. Если соглашения с ними не продлят, а мораторий будет еще действовать, они не смогут воспользоваться правом на приватизацию. Юрист настаивал, что позиция ВС по рассматриваемому делу отразится и на них. 

Поэтому Подтуркин просил экономколлегию оставить в силе решение первой инстанции и постановление кассации. Представители администрации, напротив, считали правильной позицию апелляции. С мнением чиновников согласился и Святослав Слободин, который представлял интересы Генпрокуратуры. После непродолжительного совещания, СКЭС «засилила» постановление 19-го ААС. То есть ВС подтвердил, что регионы вправе вводить моратории на приватизацию сельхозземель.