Проект постановления «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» впервые обсудили на заседании 21 марта. Тогда председатель коллегии Верховного суда по делам военнослужащих Владимир Хомчик рассказал, что при подготовке документа проанализировали практику за одиннадцать лет с 2010 по 2022 год. Проект решили отправить на доработку.
Редакционная комиссия внесла изменения в некоторые пункты, а отдельные положения исключили из итогового документа. Так, п. 122 содержал два варианта разъяснения о назначении наказания уволенным со службы. Хомчик отметил, что редакционная комиссия не пришла к единому мнению по этому пункту, поэтому его удалили из проекта. Финальная версия документа состоит из 121 пункта. Новое постановление приняли 18 мая.
Общая и частичная мобилизация начинаются с момента, который определяется указом президента России об их объявлении. Заканчиваются — в дату их отмены.
Военное время — это период, когда федеральным законом объявляется война в случае нападения на Россию или при выполнении международных договоров. Под военным временем понимается период с момента начала военных действий до объявления об их прекращении. Военными считаются действия, которые страна ведет в военное время. А боевые действия — это организованное применение вооруженных сил государства, войск или спецформирований в военном конфликте.
Отвечать за преступление против военной службы (глава 33 УК) должны военнослужащие и граждане в запасе, которые проходят военные сборы. Их можно привлечь к ответственности и после окончания службы или сборов. Но при условии, что деяние совершили в период их прохождения и сроки давности для привлечения к ответственности не истекли.
Отвечать за преступления из главы 33 УК могут не только военнослужащие и граждане из запаса, находящиеся на военных сборах. Если иные лица участвовали вместе с ними в преступлении против службы, то они понесут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники.
В период мобилизации, военного положения, в военное время или в условиях вооруженного конфликта и ведения военных или боевых действий военные не могут уклониться от исполнения обязанностей со ссылкой на состояние крайней необходимости (ст. 39 УК). Даже в ситуациях, если их жизни угрожает опасность.
Если военнослужащий получил приказ о совершении преступления, понял это, но выполнил указание, то в отношении него следует возбудить уголовное дело. Если подчиненный не осознавал незаконность выполненного им приказа, то его нельзя привлечь к уголовной ответственности. А командир должен нести ответственность как исполнитель преступления.
Отказ от участия в военных или боевых действиях — это соответствующее заявление военнослужащего. При этом не имеет значения мотив и место отказа (где дислоцируется часть или там, где проходят военные или боевые действия). Отказ от военных или боевых действий может выражаться иначе: если солдат отказывается использовать оружие в бою или самовольно оставляет позиции.
Если военный не знал, что потерпевший — его начальник, и применил к нему насилие, то его действия можно квалифицировать по ст. 335 УК («Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности»). Например, если у потерпевшего не было знаков различия и военнослужащий не понимал, что он старший по званию.
В ситуации когда насилие совершено из-за незаконных действий начальника, исключается ответственность по ст. 334 УК («Насильственные действия в отношении начальника»).
Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК) — это унижение его чести и достоинства, которое совершено во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей. Оскорбление может быть устным, письменным или выражаться в действиях. Например, у военного могут сорвать погоны или другие знаки отличия. Эти действия считаются оскорблением, только если не причинили физическую боль или вред здоровью.
Сдача в плен считается преступлением в ситуации, если военный перешел к противнику добровольно и у него была возможность сопротивляться. Если же по физическому состоянию он не мог противостоять, то попадание в плен не образует состава преступления. Например, когда военный был тяжело ранен.
Источник: постановление Пленума ВС «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» (документ еще не опубликован на официальном сайте ВС).