Изменения, которые расширяют перечень лиц с правом зарегистрировать бренд, внесли в ст. 1492 ГК о заявке на товарный знак. Хотя в законе сказано, что речь идет обо всех гражданах, на практике использовать товарный знак смогут лишь те, кто занимается предпринимательством, объясняет Анастасия Никитина, помощник патентного поверенного, руководитель отдела регистрации То есть нововведение рассчитано по большей части именно на самозанятых, заключает эксперт. Процедура регистрации товарных знаков для них такая же, как и для ИП и компаний. Каких-либо послаблений в законе не предусмотрели. Сначала подается заявка на товарный знак, затем Роспатент проводит экспертизу и принимает решение о регистрации или об отказе.
Самозанятость — это лишь упрощенный вариант ведения бизнеса. ИП может быть одновременно и самозанятым, между ними нет значительной разницы. Поэтому, с точки зрения Никитиной, не нужно создавать какие-либо специальные каналы связи или менять процедуру взаимодействия с Роспатентом и Федеральным институтом промышленной собственности для граждан, использующих налог на профессиональный доход (НПД). Екатерина Тытюк, юрист практики ИС, ИТ и телекоммуникаций , считает, что будет полезно, если Роспатент выпустит максимально четкие инструкции, организует образовательные программы. Это упростит работу по возникающим вопросам и подаче заявок, объясняет Тытюк.
Новым правилом устраняется дисбаланс участников рынка: самозанятые могли зарабатывать, но нельзя было, по сути, индивидуализировать деятельность. Это давало необоснованные преимущества другим участникам рынка. В целом нововведение будет стимулировать малый бизнес развиваться и продвигать товары и услуги.
Самозанятых становится все больше, поэтому им обоснованно дали право регистрировать товарные знаки. Как и иным участникам гражданского оборота, им нужны средства индивидуализации, считает Анна Лапшина, старший юрист
Лапшина заметила, что в других странах физлица уже давно могут регистрировать товарные знаки. Например, в пояснительной записке к российскому законопроекту, который в итоге приняли, отмечается, что такое право есть у физлиц в США, Австрии, Германии и Китае.
Согласно нововведениям физлица смогут передавать или продавать права на товарные знаки компаниям и предпринимателям. Граждане смогут зарабатывать таким образом — это будет основным экономическим эффектом от новых правил, полагает Майкл Мэллой, партнер практики ИС, ИТ и телекоммуникаций Nextons.
Недостатки и сложности
Нововведение имеет недостатки и чревато рядом проблем. Основной минус: это правило может подтолкнуть физлиц регистрировать товарные знаки без намерения или возможности реально их применять, говорит Мэллой. Правовую охрану таких знаков можно в итоге прекратить из-за неиспользования, объясняет эксперт. То есть заявители, которые подали заявку на товарный знак, не смогут его зарегистрировать, пока есть чужой знак или заявка на его регистрацию.
Еще может вырасти число «троллей» — лиц, которые регистрируют товарные знаки для паразитирования на брендах других, как правило известных, компаний, обращает внимание Банковский. Ранее для троллинга был хотя бы организационный барьер. Требовалось либо открыть компанию, либо получить статус ИП, говорит эксперт. Новым правилом этот барьер устраняется.
Может стать сложнее аннулировать товарные знаки, подчеркивает Иван Кайсаров, руководитель практики IP Перед тем как «снести» знак, исследуют, используется ли он на практике. Самозанятый может использовать товарный знак, но найти такую информацию сложнее, чем в случае с компанией, объясняет Кайсаров.
Ранее прекратить правовую охрану товарного знака можно было в случае ликвидации юрлица или потери статуса ИП. Сейчас, если товарный знак зарегистрируют за самозанятым, прекратить его правовую охрану на этом основании не получится.
У физлиц могут возникнуть проблемы, скорее связанные не с процедурой, а с особенностью статуса самозанятого, из-за небольшого заработка, говорит Екатерина Лемяцких, юрист Они чаще всего стараются решать юридические вопросы самостоятельно, без помощи консультантов, замечает эксперт. Поэтому им будет тяжелее решиться на регистрацию товарного знака. При самостоятельной подаче документов они рискуют потерять деньги, которые потратили на пошлину, если обозначение не будет соответствовать закону, объясняет Лемяцких. Решить эту проблему можно, если обратиться за консультацией к юристу в сфере IP. Он проведет патентный поиск, выявит риски, оценит перспективы регистрации обозначения в качестве товарного знака и составит стратегию защиты.
Еще одна проблема — люди не знают, что можно и нужно регистрировать товарный знак, отмечает Лемяцких. Часто самозанятые не беспокоятся о защите бренда или считают это финансово невыгодным. Но проблему активно решает как сам Роспатент, регулярно публикуя информацию о различных нововведениях, так и СМИ, которые рассказывают об этих аспектах.
В остальном проблемы будут те же, что и у остальных заявителей, говорит Лемяцких. Независимо от статуса заявителя — будь то компания, ИП или самозанятый — Роспатент может отказать в регистрации товарного знака.
Кайсаров говорит, что чаще всего Роспатент отказывается регистрировать обозначение как товарный знак, если:
❌ уже есть похожий товарный знак в отношении сходных товаров или услуг;
❌ у обозначения нет различительной способности, например если слово прямо характеризует товар или услугу;
❌ обозначение может ввести потребителей в заблуждение относительно товаров или услуг.
Отказать в регистрации из-за отсутствия различительной способности могут, когда в обозначении есть общеупотребимые слова, общепринятые символы и термины. А также если оно отражает только свойство продукции, объясняет Банковский, например вес, качество, ценность.
В контексте СВО Роспатент увеличил количество отказов из-за противоречия общественным интересам, отмечает Руслан Гафуров, старший юрист, руководитель практики разрешения споров Согласно п. 37 приказа № 482 («Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков») при рассмотрении вопроса о противоречии обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывают, что к таковым относятся неэтично примененная национальная, государственная символика, антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Кроме того, многие зарубежные правообладатели ушли с рынка, поэтому отечественный бизнес пытается заменить их продукцию своей. Для этого проще всего использовать похожие обозначения, которые могут ассоциироваться у потребителей с ушедшими компаниями и товарами. Потому становятся обыденными отказы в регистрации бренда из-за сходства с чужим товарным знаком, объясняет эксперт.
Что делать, если отказали в регистрации
Есть разные способы, чтобы отменить отказ в регистрации товарного знака:
- Запросить письмо-согласие у правообладателя противопоставленного знака;.
- Оспорить отказ в Палате по патентным спорам. Это административная процедура, похожая на обжалование в суде, но по иным правилам. Палата может отменить решение об отказе Роспатента зарегистрировать товарный знак.
- Оспорить отказ в суде.
При получении письма-согласия могут возникнуть трудности. Одни правообладатели идут на это бесплатно, а другие требуют вознаграждение, объясняет Гафуров.
Часто бывают случаи, когда правообладатели отказываются выдавать письмо-согласие сразу. В такой ситуации их можно «подтолкнуть». Самое распространенное и проверенное решение — обратиться с иском о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака правообладателя в связи с неиспользованием и одновременно оспаривать отказ Роспатента.
Гафуров приводит пример из практики. Товарному знаку клиента, который подал на регистрацию обозначение (на иллюстрации слева), противопоставили бренд иностранного правообладателя (на иллюстрации справа). Сначала последний отказался выдать письмо-согласие. Поэтому юристам пришлось подать иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака (дело № СИП-1065/2022) и одновременно оспорить отказ Роспатента в Палате по патентным спорам. В результате правообладатель все же решился выдать письмо-согласие, и товарный знак клиента зарегистрировали. При этом производство по делу просто прекратили из-за отказа от иска, рассказывает Гафуров.
Еще один способ — оспорить отказ в судебном порядке. Причины, когда дело доходит до суда, Никита Семченко, старший юрист, руководитель практики разрешения споров , разделяет на три категории:
- Нарушения Роспатента на этапе экспертизы, если они противоречат позициям Суда по интеллектуальным правам. В таких ситуациях, если даже в Палате по патентным спорам не удалось оспорить первоначальный отказ, иногда помогает подача особого мнения или жалобы на имя руководителя Роспатента.
- Желание заявителя затянуть процесс, чтобы параллельно устранить выявленные Роспатентом препятствия для регистрации. Например, получить письмо-согласие от правообладателя противопоставленного знака.
- Намерение представить дополнительные доказательства в обоснование позиции заявителя, которые по тем или иным причинам не получилось представить на этапе экспертизы в Роспатенте.
Нужно ли оспаривать отказ в регистрации через суд — стоит оценивать индивидуально в отношении конкретного товарного знака, подчеркивает Банковский. Эксперт приводит в пример дело № СИП-192/2023. Заявитель оспаривал отказ в регистрации фамилии «Колокольников» как товарного знака для чайных напитков. Изначальный отказ Роспатент мотивировал тем, что «Колокольников» — распространенная русская фамилия и не обладает различительной способностью. Но суд пришел к выводу, что Роспатент не доказал распространенность этой фамилии, а заявитель обосновал ее различительную способность в отношении чайных напитков. В итоге отказ Роспатента признали недействительным, и суд обязал службу зарегистрировать товарный знак.
Рекомендации для будущих правообладателей
В июне этого года глава Роспатента Юрий Зубов заявлял, что число заявок на регистрацию товарных знаков увеличивается. В 2023 году их уже 43 000. «За пять месяцев этого года мы зафиксировали прирост числа заявок в 35%», — сказал глава Роспатента. Больше заявок подается в сфере легкой промышленности, например для изготовления обуви, производства кондитерской продукции и бытовой химии.
С началом действия новых правил о регистрации брендов юристы прогнозируют и закономерный рост числа заявок на товарные знаки, в том числе на именные. Это поможет продвижению личного бренда. Раз станет больше заявок, значит, вырастет и конкуренция, увеличатся риски противопоставления похожих обозначений. Поэтому прежде чем подавать заявку на товарный знак, Нелли Заварзина, юрист , рекомендует:
✅ Провести патентный поиск. Для этого есть бесплатные базы данных товарных знаков, например Linkmark. Но там нет заявок на регистрацию товарных знаков, а их тоже нужно учитывать перед подачей собственной заявки, поскольку их тоже могут противопоставить. Но них можнонайти в платной базе данных Федерального института промышленной собственности.
✅ Заранее определить, для каких услуг будет регистрироваться товарный знак — от этого зависит размер пошлины.
✅ Учесть, что сроки экспертизы по заявке могут увеличиться из-за роста количества самих заявок в связи с введением нового правила о физлицах. Заявок станет больше, и нагрузка на Роспатент тоже вырастет.
✅ Запомнить, что при подаче заявки в электронной форме предоставляют 30% на уплату государственной пошлины.
✅ Проверить, что обозначения не имеет сходств с товарными знаками иностранных компаний, которые ушли из России из-за санкций.