В ноябре Владимир Путин подписал закон, который значительно изменил Налоговый кодекс. Из них Андрей Терещенко, партнер , отметил три наиболее важных, на которые стоит обратить внимание бизнесу.
Новые правила предусматривают налог на работы и услуги, выполняемые в России взаимозависимой иностранной организацией. Ранее они не облагались налогом на прибыль, если были выполнены не через постоянное представительство в РФ, поясняет Терещенко. По мнению ФНС, подобные контракты на практике часто используются как способ безналогового вывода прибыли из России, а не для выполнения реальных хозяйственных операций.
Есть и существенные послабления для бизнеса. Закон допускает применение льготных ставок налога к отдельным видам доходов иностранных компаний, получаемых в России. Это проценты, доходы от международной перевозки и лицензионные платежи. Ранее они были предусмотрены приостановленными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Иностранные компании, чьи доходы и ранее освобождались от уплаты налога в России или облагались по пониженным ставкам, смогут пользоваться льготами до конца 2025 года. Этой норме придали обратную силу, и она распространяется на любые виды выплат, которые произвели с 8 августа 2023 года, поясняет Терещенко.
В начале 2024 года крупные компании ожидает уплата нового налога на сверхприбыль. Его введение стало неприятной неожиданностью для многих, в особенности в тех отраслях, где сейчас действует льготная ставка по налогу на прибыль, в частности для крупнейших IT-компаний, чья прибыль превысила 1 млрд руб., отмечает Екатерина Голубева, руководитель практики
В начале декабря глава Минфина сообщил, что за счет нового налога уже удалось собрать 305 млрд руб. Голубева полагает, что эта сумма в основном состоит из обеспечительных платежей.
Механизм уплаты налога на сверхприбыль нестандартный. Чтобы сэкономить, компании до 30 ноября 2023 года могли добровольно внести обеспечительный платеж (не более 50%) на сумму вычета. Те, кто заплатил половину, налог в январе не платят.
Еще одним важным событием стало приостановление с августа основных норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами. Леонид Машков, ведущий юрист , считает этот шаг закономерным после включения России в феврале в налоговый черный список Европейского союза и последовавшего за ним предложения Минфина и МИД приостановить налоговые соглашения.
Указ приостановил нормы, ограничивающие максимальный размер налога или освобождающие от него при получении лицами недружественных государств доходов из России. Машков отметил, что в ответ другие страны начали зеркальным образом приостанавливать налоговые соглашения с РФ. Например, так уже поступила Чехия. Теперь российские лица тоже не смогут рассчитывать на льготы при получении доходов из недружественных государств.
Поскольку ответственность за правильное удержание налога с иностранных лиц лежит на российских контрагентах, это изменение затрагивает многих налогоплательщиков, сотрудничающих с иностранцами.
В середине года в Налоговый кодекс внесли поправки на 300 страниц. Среди них — изменения в правилах налогообложения для дистанционных сотрудников и исполнителей. Начиная с 1 января 2024 года вознаграждение дистанционных сотрудников начнет облагаться НДФЛ, даже если сотрудник уехал из России и выполняет работу из-за рубежа. В этом случае российский работодатель должен будет удержать налог и заплатить его в бюджет, рассказывает Дина Авакьян, старший юрист
Позитивная новость в том, что ставка НДФЛ 13% (15%) будет применяться, даже если сотрудник стал нерезидентом. В 2025 году похожий порядок коснется и исполнителей по договорам ГПХ при определенных условиях.
В мае вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, по которым недоимку по НДФЛ и текущий налог списывают в первую очередь с единого счета. Алексей Станчин, старший налоговый консультант , рассказал, в какой последовательности налоговая будет списывать платежи:
- недоимка по НДФЛ — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- НДФЛ — с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
- недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам — начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
- пени;
- проценты;
- штрафы.
При прошлой последовательности случались ситуации, когда налоги сотрудников, перечисленные на счет как удержанный от заработной платы НДФЛ, погашали задолженности работодателя. Это приводило к технической невозможности налоговому агенту исполнить свои обязанности.
Закрепление за НДФЛ первоочередности по списанию в бюджет должно сбалансировать региональные и местные бюджеты, отмечает Андрей Чугунов, юрист налоговой практики Эксперт считает, что поправку приняли в ответ на жалобы некоторых регионов, чьи налоговые доходы упали после введения Единого налогового счета.
В марте Госдума приняла закон о снижении максимального срока лишения свободы за совершение налоговых преступлений. Изменения можно воспринимать позитивно, считает Александр Дмитриев, руководитель направления уголовно-правовой защиты бизнеса Закон перевел часть преступлений по уклонению от уплаты налогов в категорию средней тяжести, а по страховым взносам причислил к небольшой. Снизился и срок давности привлечения к уголовной ответственности. По части деяний он уменьшился почти в два раза, а за неуплату налогов в особо крупном размере сократился с шести до пять лет. По мнению Дмитриева, это снизит давление на бизнес.
Еще закон дополнил основания для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения. Теперь уголовное дело нельзя возбудить, если компания или ИП в полном объеме погасили недоимку, пени и штраф, отмечает Наталья Зиненкова, адвокат А если дело уже возбудили, то его должны прекратить.
Авакьян ожидает, что ФНС будет более оперативно реагировать на налоговые нарушения, не затягивая сроки проверки, а бизнес сможет не опасаться уголовной ответственности, если недоимка будет погашена.
В октябре Кодекс об административных правонарушениях дополнили двумя новыми составами, связанными с нарушением прав потребителей. Теперь Роспотребнадзор будет штрафовать за навязывание дополнительных услуг и за необоснованный отказ в рассмотрении претензии. Максимальный штраф за последнее для средних и крупных компаний достигает 300 000 руб.
Особенность нововведения в том, что теперь для привлечения к ответственности за навязывание дополнительных услуг не требуется заключение договора, как это было ранее предусмотрено ч. 2 ст. 14.8 КоАП, отметил Иван Алямкин, юрист АБ Открытым остается вопрос о том, как уполномоченный орган будет доказывать совершение административного правонарушения, если договор не заключили.
При этом Алямкин считает новый состав за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя «дискуссионным нововведением». В своей диспозиции он дублирует положение закона «О защите потребителей». И хоть нельзя говорить, что нововведение нарушает принцип non bis in idem (никто не может быть наказан дважды за одно деяние), его целесообразность вызывает вопросы.
Маркировать рекламу обязали еще с сентября 2022 года, но санкции за ее отсутствие ввели только год спустя.
За непредоставление информации о рекламе в интернете в Роскомнадзор грозят штрафы:
- для физлиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 руб.;
- для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.
За публикацию без специального идентификатора:
- для физлиц — от 30 000 до 100 000 руб.;
- для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб.;
- для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.
Для операторов рекламных данных тоже появились штрафы. Так, максимальное взыскание для организации составит 700 000 руб., а для должностного лица — 200 000 руб.
С сентября стали действовать нововведения, которые обязали агрегаторов и маркетплейсы соблюдать антимонопольное законодательство (подробнее — «Пятый «антимонопольный пакет»: что нужно знать).
Новшеств много. По мнению Евгения Большакова, партнера , одно из ключевых нововведений — специальные запреты монополистической деятельности для транзакционных цифровых платформ, где совершают сделки продавцы и покупатели. Законодатель добавил дополнительные условия, распространяющие запреты для доминирующих игроков цифрового рынка. Теперь платформам запрещено злоупотреблять своим положением, если сумма сделок субъекта превышает 35% общего объема операций на товарном рынке. Другим условием стал размер выручки, которая должна превышать 2 млрд руб. за последний календарный год. Эти положения освобождают от претензий регулятора менее крупных игроков, сосредоточившись на тех участниках рынка, кто имеет достаточную власть, чтобы влиять на развитие рынка в целом, считает эксперт.
Цель «пятого антимонопольного пакета» понятна. Ведь в условиях развития цифровизации и увеличивающейся популярности e-commerce в этих сферах требуется обеспечить стабильность и поддержку конкуренции, что можно сделать через улучшение антимонопольного регулирования.
С октября ужесточили штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета. Теперь, если вовремя не сообщить сотруднику о повестке или не дать ему выходной для посещения военкомата, организацию оштрафуют:
- малый бизнес — на 200 000–250 000 руб.;
- средние и крупные компании — на 400 000–500 000 руб.
Штрафы грозят и за отказ в предоставлении сведений о сотрудниках, если их запросили из военкомата:
- малому бизнесу — 175 000–200 000 руб.;
- средним и крупным компаниям — 350 000–400 000 руб.
С октября торги по аренде государственного и муниципального имущества проводят в электронной форме по приказу ФАС. Теперь информация о таких закупках публикуется на «ГИС Торги», а сами торги проходят на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Анна Симаченко, юрист , считает такой шаг логичным, поскольку деятельность ведомства в последние годы была направлена на цифровизацию закупок. Ранее почти все процедуры в рамках ФЗ № 44 о госзакупках были переведены в электронный формат. Эксперт отметила явные преимущества нового порядка. По ее мнению, цифровизация позволит как оптимизировать закупочные процессы, так и обеспечить их прозрачность, что, в свою очередь, будет способствовать реализации одного из принципов проведения закупочных процедур — информационной открытости.