ПРАВО.ru
Санкции
24 апреля 2024, 18:24

Криминализация обхода санкций в ЕС: кого и за что накажут

Криминализация обхода санкций в ЕС: кого и за что накажут
Во всех странах Евросоюза введут уголовную ответственность за обход санкций. Юристы объяснили, что сделки с россиянами без согласия регулятора либо специальной лицензии будут признавать преступлением. Кроме того, в зоне особого риска находятся консультанты. Оказание юридических услуг будут рассматривать в качестве отягчающего обстоятельства. Эксперты рассказали, что нужно делать, чтобы не подпасть под уголовную ответственность.

3 апреля Совет Евросоюза утвердил директиву 2018/1673, которая вводит уголовную ответственность за нарушение санкций. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте организации.

Документ вступает в силу через 20 дней после официальной публикации в журнале ЕС, то есть сегодня, 24 апреля. Страны — участницы Евросоюза должны будут добавить ее положения в свое законодательство в течение года. Согласно позиции Совета ЕС, директива вводит перечень преступлений за обход санкций и минимальные наказания за их совершение.

Первоочередная задача директивы, прежде всего, — это унификация национальных режимов в части уголовной ответственности за нарушение санкций.

Владимир Ефремов, партнер практики международного торгового права, таможни и санкций Melling, Voitishkin & Partners Melling, Voitishkin & Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Банкротство (споры high market) Профайл компании

В феврале Евросоюз продлил санкционный режим против РФ до 24 февраля 2025 года, а в апреле — персональные антироссийские санкции до 15 сентября. Сейчас в европейский список ограничений включены более 2100 физических и юридических лиц.

Кого накажут?

Директива предполагает, что законодательство об ограничительных мерах ЕС распространяется всех граждан государств — членов Евросоюза и на компании, учрежденные и созданные в соответствии с европейским законодательством. Кроме того, если деятельность организации частично или полностью ведется в пределах ЕС, то фирма подпадет под действие документа.

К уголовной ответственности привлекут за преступление, если оно полностью или частично совершено на территории государства-участника, в пределах Евросоюза и его воздушного пространства, на борту самолета или морского судна. Более того, директива предусматривает, что наказать смогут нарушителя, который имеет право постоянного проживания в стране Европейского союза, либо если преступление совершено в пользу компании, учрежденной в стране-участнице.

Партнер практики международного торгового права, таможни и санкций Меллинг, Войтишкин и Партнеры  Владимир Ефремов считает, что в Европе давно опасаются, что санкции неэффективны из-за разной правоприменительной практики в сфере уголовного законодательства об их обходе. Эксперт указывает, что директива устанавливает основания для привлечения физических лиц к ответственности (гражданство, резидентство), но при этом ст. 12.1 документа предоставляет право расширительного толкования круга субъектов на национальном уровне. По его мнению, этот момент особенно настораживает, потому что не совсем ясно, как именно эта норма может быть введена и будет ли тогда уголовная ответственность применяться к гражданину третьей страны, если он просто путешествует по ЕС. Если такие нормы установят, Ефремов рекомендует гражданам неевропейских стран воздержаться от поездок в Евросоюз.

За что накажут?

Директива устанавливает уголовную ответственность:

  • за предоставление экономических ресурсов прямо или косвенно в пользу подсанкционного лица;
  • неисполнение обязанности по заморозке имущества подсанкционных лиц;
  • неисполнение запрета на въезд на территорию ЕС для лиц, против которых введены санкции;
  • заключение сделок с такими лицами или исполнение сделок в их пользу;
  • экспорт или импорт товаров и услуг, запрещенных Регламентом № 833/2014 об экспортных ограничениях;
  • подстрекательство или пособничество в совершении описанных выше деяний.

К уголовной ответственности можно привлечь тех, кто распоряжается имущественными правами подсанкционного лица для сокрытия активов. Правоохранительные органы ЕС заинтересуются компанией, если она предоставит ложную информацию о структуре владения, чтобы не выдавать российское участие в бизнесе. Под обход санкций подпадет отказ сотрудничать с компетентными органами Евросоюза по вопросу обнаружения активов подсанкционных лиц или нарушение шестинедельного срока для его информирования. Уголовная ответственность будет распространяться и на тех, кто нарушит условия выданного разрешения на сделку с российскими компаниями, против которых введены ограничения.

Санкционные ограничения и ответственность за нарушения становится одной из самых унифицированных областей законодательства ЕС, считает партнер, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art De Lex  Артур Зурабян.

По большому счету фактически любую сделку с российским лицом или иностранным лицом, связанным с Россией бенефициарами или контрагентами, можно будет квалифицировать как основание для уголовной или административной ответственности.

Артур Зурабян, руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art De Lex 

Партнер практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Сергей Гландин обращает внимание, что уголовная ответственность за экспорт или импорт товаров и услуг из Регламента № 833/2014 наступает даже при грубой неосторожности. Чтобы наказать за остальные деяния, необходимо будет установить умысел лица на обход законодательства ЕС об ограничительных мерах, указывает эксперт.

Последствия

Директива устанавливает, что за обход санкций физических лиц могут приговорить к лишению свободы на срок от одного до пяти лет. Для компаний предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1 до 5% от годовой выручки, или от €8 до 40 млн.

Гландин поясняет, что единственный способ избежать уголовной ответственности — не вести описанную выше деятельность без специальной лицензии или разрешения компетентного органа в государстве, которое входит в ЕС. Сделку с подсанкционными лицами можно заключать, если соблюдена соответствующая процедура. Отступления от нее будут считаться обходом санкций. 

Если есть сомнения в правомерности деятельности, необходимо обращаться за разъяснениями и консультацией к опытным юристам.

Сергей Гландин, партнер практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation

После того как документ начнет действовать в странах — участницах ЕС, появится угроза привлечения к ответственности тех, кто оказывает правовую помощь, обратил внимание Зурабян. Евросоюз объясняет это тем, что велики риски использования услуг консультантов для противоречащих санкционным ограничениям целей.

Отдельно в директиве подчеркивается: консультанты обязаны сообщать компетентным органам о нарушениях, о которых им становится известно. Эксперт объясняет, что механизм профессиональной тайны сохраняется, но перестает работать, если правовую помощь оказывают для обхода санкций либо если консультант просто знает о такой цели доверителя. При этом профессия лица, оказывающего консультационные услуги, рассматривается как отягчающее обстоятельство. Зурабян указывает, что особые риски возникают для международных юридических фирм. Последним, равно как и другим международным компаниям, стоит опасаться оборотных штрафов от годовой выручки компаний группы по всему миру, что, без сомнения, отпугнет их от любых российских клиентов. Эксперт указывает, что уголовная ответственность за обход ограничений будет еще сильнее препятствовать любым хозяйственным операциям и профессиональным коммуникациям с российскими субъектами.