Обсуждаемое с конца февраля повышение налогов входит в финальную фазу. На прошлой неделе Минфин наконец рассказал об основных параметрах реформы, а 3 июня законопроект с поправками к Налоговому кодексу внесли в Госдуму. 17 июня его одобрил профильный бюджетный комитет, а уже 20 июня состоится рассмотрение поправок в первом чтении.
После того как текст проекта опубликовали на сайте Госдумы, мы решили спросить юристов, какие элементы реформы они считают самыми значимыми с точки зрения бизнеса.
Усложнение упрощенки и НДС
Одним из главных достоинств упрощенной системы налогообложения была, как ни удивительно, простота уплаты налогов. Реформа Минфина усложнит этот процесс. С 2025 года все «упрощенцы» становятся плательщиками НДС, если их годовой оборот превышает 60 млн руб. А предельный оборот для признания за налогоплательщиком права на применение УСН теперь составит 450 млн руб.
Ставка уплачиваемого налога при УСН составит либо 5% при доходах до 250 млн руб., либо 7% при доходах от 250 до 450 млн руб. И у такой «льготной» ставки есть существенный недостаток: плательщик теряет право на применение вычетов. Из-за этого многим компаниям придется сделать выбор и посчитать, с какими ставками НДС им выгодно работать. Если добавленная стоимость большая, то подойдут «упрощенные» ставки — 5 и 7%. Если же в затратах высока доля входящего НДС, то выгоднее платить по обычным ставкам с использованием вычетов, объясняет партнер Вадим Зарипов.
Те, у кого годовая выручка меньше 60 млн руб., могут освободиться от обязанности плательщика НДС. Но для этого важно не забыть вовремя уведомить налоговый орган, напоминает Зарипов.
Это существенное изменение и усложнение системы взимания НДС. Раньше у нас было три ставки: 0%, «льготная» 10% и общая 20%. А теперь будет целых пять.
Необходимость подсчета НДС существенно повысит административную нагрузку на малый бизнес, предупреждает юрист налоговой практики Анастасия Локотко. Теперь компаниям придется готовить соответствующую налоговую отчетность. «Фирмы и ИП на УСН будут обязаны вести книгу продаж, выставлять счета-фактуры и сдавать электронные декларации по НДС», — объясняет юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» ЮК Рубен Айвазян.
Еще «упрощенцев» заставят уведомлять налоговый орган о выборе налоговой ставки НДС (5 или 7%), которую они будут применять на протяжении следующих 12 налоговых периодов (фактически трех лет), подчеркивает Локотко.
На эти изменения стоит обратить внимание не только тем, кто прямо подпадет под действие этих правил, но и тем, у кого есть поставщики или подрядчики на УСН, поскольку от них теперь будут поступать счета-фактуры с НДС. Об этом предупреждает партнер Сергей Сосновский. «Тем, кто из-за большого входящего НДС будет использовать обычные ставки, предстоит «вкусить всю прелесть» использования вычетов, включая риск ответственности за поставщика, не уплатившего свои налоги. Придется пересмотреть ценовые условия договоров с контрагентами, выделяя в цене сумму НДС», — заключает Зарипов.
«Амнистия» дробления: присмотреться к себе
Зарипов не сомневается: налоговые органы будут отслеживать дробление бизнеса до уровня 60 млн руб., поэтому такой способ ухода от НДС довольно рискован. «Еще опаснее станет покупка «бумажного НДС», — предупреждает эксперт. Аналогично налоговые органы будут отслеживать дробление до уровня 250 и 450 млн руб., поэтому проблема никуда не исчезнет, а только усугубится, уверен Зарипов. Ведь порог становится выше, и появляются дополнительные уровни дробления — получится «дробление дробления».
Правда, законопроект предусматривает «налоговую амнистию» для тех, кто сэкономил налоги, используя специальные налоговые режимы при дроблении бизнеса. При этом слов «налоговая амнистия» в законопроекте нет, хотя они звучали в президентском поручении по итогам февральского послания Федеральному собранию, обращает внимание Сосновский. Зато есть термин «дробление бизнеса», который эксперт называет довольно расплывчатым.
«Дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов».
Похожую оценку дает и Зарипов: по его словам, в части дробления нормы НК содержат четыре оценочных критерия, которые не позволяют предпринимателю сделать однозначный вывод о том, есть у него дробление или нет. «Такой критерий, как единая предпринимательская деятельность, может включать в себя различные виды самостоятельной деятельности, например это магазин, химчистка, булочная, и каждый из них имеет свою экономику, специфику и требования», — объясняет юрист.
Законопроект не предусматривает вынесения индивидуальных актов о применении амнистии. Еще не предполагается, что налогоплательщика обяжут подавать какие-либо заявления о применении амнистии. Все должно произойти автоматически: тем, кто дробил, предлагается от этого добровольно отказаться и с 2025 года исчислять налоги без дробления. Тогда недоимку, пени и штрафы за 2022–2024 годы, которые налоговые органы могут доначислить при выездной проверке, взыскивать не будут.
«Добровольный отказ от дробления» предусматривает уплату налогов в результате консолидации доходов всей группы лиц на одном из них. При этом консолидировать показатели на одном из лиц группы нельзя, проект этого не предусматривает. «Поэтому, если не будет уточнений, налогоплательщикам придется мучительно решать, на кого консолидировать доходы», — комментирует Зарипов.
Обычно амнистии затрагивают неисполненную часть решений или приговоров. Но законопроект предлагает распространить амнистию лишь на решения, не вступившие в силу на 1 января 2025 года.
«Тем, кто видит у себя признаки дробления, стоит присмотреться и задуматься», — подытоживает Сосновский.
Налог на прибыль и инвестиционные вычеты
Большинства организаций коснется важнейшая поправка по налогу на прибыль — увеличение ставки с 20 до 25%. Именно это изменение должно сильнее прочих пополнить федеральный бюджет: Минфин ожидает 1,6 трлн руб. дополнительных налоговых поступлений в 2025 году. Помимо повышения ставки для всех, государство отменяет льготную нулевую ставку по налогу на прибыль для IT-компаний, и она теперь составит 5%.
Повышение частично компенсируют бизнесу, который инвестирует прибыль в развитие производства. Для этих целей законопроект вводит федеральный инвестиционный налоговый вычет. Расходы на инвестиции — на создание или улучшение основных средств и нематериальных активов — организации смогут вычитать даже не из прибыли, а из суммы налога, в результате чего эффективная ставка уменьшится, объясняет Сосновский.
При этом законопроект предполагает, что конкретные параметры порядка применения вычета определит правительство в отдельном подзаконном акте. В связи с этим Сосновский предсказывает, что будут политические баталии как открытые, так и «под ковром».
Предложение о размере инвестиционного вычета уже высказали в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Руководитель объединения Александр Шохин считает, что эффективная ставка налога после вычетов должна быть ближе скорее к 20%, нежели к 25%. Еще крупный бизнес просит, чтобы вычеты предоставлялись в заявительном порядке, а их размер не был ограничен общей суммой на все компании. Минфин же хочет выделить в бюджете на вычеты всего 300 млрд руб. на всех.
«Нам придется таргетировать инвестиции, выделять приоритеты. Объемы и глубина инвестиционного вычета не будут автоматическими», — заявил 6 июня на ПМЭФ глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Контролируемые компании
Для крупных налогоплательщиков с иностранными контролируемыми компаниями (КИК) налоговая нагрузка по таким структурам может вырасти кратно, обращает внимание партнер фирмы Кирилл Викулов.
В 2020 году многие налогоплательщики перешли на уплату налога с вмененной фиксированной прибыли со всех КИК в размере 5 млн руб. То есть, вне зависимости от количества контролируемых компаний, в бюджет нужно было один раз уплатить 5 млн руб. Такой режим ввели из-за низких налоговых поступлений от КИК при высоких административных издержках налогоплательщиков и государства, вспоминает Викулов. Теперь Минфин предлагает своеобразную прогрессию — будут взимать 5 млн руб. уже за каждую КИК.
Это больше напоминает желание избавиться от налога на фиксированную прибыль КИК, считает Викулов. Ранее налоговые органы признавали, что прибыль многих КИК не превышала 10 млн руб., а режимом пользовались для конфиденциальности и снижения издержек на подготовку отчетности.
Кратный рост налога просто не имеет под собой экономического основания. Режим имеет смысл, пока по нему установлена разумная ставка. Иначе собственники КИК посчитают административные расходы и воспользуются правом вернуться на общий режим налогообложения нераспределенной прибыли КИК.
«Налогоплательщикам, которые уже уплачивают налог с фиксированной прибыли КИК, мы рекомендуем следить за судьбой законопроекта. В частности, в вопросе начала действия таких изменений для лиц, которые уже применяют этот режим и перешли на его уплату, ожидая совершенно иную налоговую и финансовую нагрузку», — рекомендует Локотко.
Повышение НДФЛ и долгосрочные инвестиции
Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц тоже добавит головной боли бизнесу и его бухгалтерам, хотя и незначительно, считают юристы. Ведь именно работодатель выступает налоговым агентом при выплате зарплаты. По словам Сосновского, законопроект в этой части «несколько повысит «счетную» нагрузку на финансовые службы и бухгалтерии». «Прогрессивная шкала потребует от бизнеса обновления используемого ПО для обеспечения корректного учета доходов сотрудников», — предупреждает Айвазян.
Но в большей степени повышение НДФЛ затронет граждан. И не только потому, что они будут платить больше налогов. Им придется самим считать налоговую базу, чтобы определить ставку по налогу с нетрудовых доходов, объяcняет Локотко. Например, от продажи недвижимости, дивидендов или от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Гражданам, имеющим несколько источников дохода, придется не только внимательно их считать, но и самостоятельно платить в бюджет заметно более высокие, чем раньше, суммы. Если налоговый агент удержал налог по более низкой ставке, а гражданин получил допдоход, переводящий его вверх по шкале прогрессии, доплатить НДФЛ ему надо будет самостоятельно.
Еще законопроект Минфина «радикально» сокращает число льгот для частных инвесторов, рассказывает Викулов. Сейчас долгосрочные инвестиции стимулируют освобождением от уплаты НДФЛ при продаже долей и акций с непрерывным сроком владения более пяти лет (для акций технологических компаний — один год). Теперь власти предлагают освободить от налога эти доходы от продажи только в пределах 50 млн руб. Доходы свыше лимита будут облагать по ставке 15% без последующей прогрессии.
Поэтому при прохождении поправок у долгосрочных инвесторов остается время до конца года, чтобы продать крупные пакеты долей и акции и получить налоговое освобождение, предупреждает Викулов. «Верить долгосрочным налоговым льготам и делать масштабные инвестиции, в том числе в импортозамещение, будет еще сложнее», — считает эксперт. Он предполагает, что из-за таких поправок неожиданное преимущество получат вложения в недвижимость: для них пороговое значение для вычета при пятилетнем держании не вводится.
В целом опрошенные юристы согласны, что административная нагрузка на бизнес вместе с принятием законопроекта Минфина вырастет, как и на физлиц даже без статуса ИП. Особенно сильно реформа повлияет на малый бизнес, применяющий «упрощенку». Налоговая нагрузка так или иначе затронет всех — стоит ждать, что повышенный с 20 до 25% корпоративный налог отразится на розничных ценах.
«Основные параметры изменений, как мне кажется, парламент не изменит. Но некоторые важные детали вполне могут уточнить, поэтому стоит следить за рассмотрением», — делится ожиданиями Сосновский. В то же время Еремин призывает обращать внимание не только на то, что в законопроекте написано, но и на то, чего в нем нет. Например, нет законодательно закрепленного обещания налоговой стабильности, о котором говорил Путин в послании Федеральному собранию.
«Слово «реформа» предполагает некое совершенствование налоговой системы, будь то уточнение порядка налогообложения, применение налогов к новым формам ведения бизнеса или к новым объектам, облегчение (или, наоборот, ужесточение) налогового контроля. Но в этих поправках есть лишь фронтальный рост налоговой нагрузки», — резюмирует Еремин.