Глава ФАС Максим Шаскольский предложил распространить критерии антимонопольного регулирования на нетранзакционные платформы. К ним относятся социальные сети, агрегатор для сравнения товаров, поисковые сети и видеохостинги. По мнению чиновника, текущего контроля в этой сфере недостаточно. Критерии будут обсуждать вместе с участниками рынка и экспертным сообществом по аналогии с уже регулируемыми агрегаторами и маркетплейсами.
Любое специальное регулирование, как правило, необходимо, когда действующее законодательство и саморегулирование не справляются с назревшими проблемами, обращает внимание партнер Надия Гореславская. При этом эксперт считает, что такое условие неприменимо к нецифровым платформам, например соцсетям и видеохостингам.
Партнер Евгений Хохлов обращает внимание, что изначальная редакция «пятого антимонопольного пакета» предусматривала особенности применения законодательства для всех цифровых платформ, а не только транзакционных. Но при ее обсуждении возникло много вопросов, в частности о том, как именно измерять рыночную власть на рынках, где не происходят транзакции (к которым относятся соцсети и видеохостинги). В итоге закон на них не распространили. Но это не означает, что общие нормы антимонопольного законодательства неприменимы к нетранзакционным платформам. В качестве примера эксперт напомнил о кейсах против YouTube.
Продолжая логику «пятого антимонопольного пакета», было бы правильно предусмотреть особенности определения рыночной власти таких платформ.
На XII Петербургском международном юридическом форуме представители ФАС приняли участие в нескольких дискуссиях.
- Российский автопром: второе рождение в новых реалиях
Заместитель руководителя ФАС Нелли Галимханова предложила проработать правила доступа к информации, необходимой для сервиса и ремонта. Это касается не только официальных дилеров, но и независимых участников автомобильного рынка. По мнению ведомства, этот шаг нужен для комплексного подхода к отрасли и развития внутреннего рынка. Еще чиновница предложила углублять локализацию и развивать производство отечественных комплектующих.
Рынок автосервисных услуг сейчас находится в фокусе внимания ФАС, поскольку, с одной стороны, автомобили ушедших брендов нужно обслуживать, с другой — на рынке появилось много новых брендов. Дилеры в связи с уходом компаний из России понесли большие убытки из-за необходимости перепрофилировать центры под другие бренды.
- Регулирование маркетплейсов: необходимость или новый стимул для развития
Шаскольский высказался за сбалансированное регулирование интернет-торговли. Он отметил, что «пятого антимонопольного пакета» и контрольно-надзорных мер недостаточно для формирования системы гражданско-правовых отношений на рынке маркетплейсов. Свои идеи о регулировании в этой сфере высказали и представители бизнеса и юридического научного сообщества (подробнее — в репортаже «Ученые-юристы на ПМЮФ-2024 рассказали, как отрегулировать маркетплейсы»).
До конца 2023 года цифровые платформы чаще работали на механизмах саморегулирования: были подписаны добросовестные практики по борьбе с контрафактом на маркетплейсах и создана комиссия для разрешения споров между участниками электронной торговли. Предполагалось, что этих мер и ответственного подхода участников будет достаточно, но поставленных целей достичь не удалось, рассказывает Лисиченкова. Поэтому в 2024 году отменили мораторий на проверки, и крупные платформы Ozon и Wildberries сразу получили предупреждения от ФАС.
Важно не нарушить естественный процесс развития и не затормозить инновационный рост цифровых платформ. При этом насколько существующие законопроекты способны гарантировать такой баланс — остается большим вопросом.
Старший юрист Ани Тангян отмечает, что, как и в любой динамично развивающейся сфере, практика в отношении маркетплейсов может несколько обгонять законодательство. Границы между двумя видами торговли уже почти стерлись: офлайн-магазины предлагают выбрать и оплатить товары через сайт или приложение, в то время как онлайн-платформы предоставляют возможность ознакомиться и приобрести выбранный товар в шоуруме. Эксперт не исключает, что такая практика потребует дальнейшего развития и уточнения как законодательства в отношении маркетплейсов, так и общих правил о регулировании торговли. Например, правил об ограничении торговых площадей.
Сейчас обсуждается принятие закона о маркетплейсах. Но Лисиченкова полагает, что он не решит текущие проблемы, поскольку недобросовестные практики маркетплейсов можно пресекать и в рамках закона «О защите конкуренции».
- Недобросовестные практики на потребительском рынке
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова поделилась новыми способами введения потребителей в заблуждение, к которым прибегают юрлица. Так, помимо незаконного использования прав на товарный знак и копирования внешнего вида товаров иных производителей, нарушители используют в оформлении товара дизайн, который создает ложное представление о составе и происхождении продукта (символика другой страны), или отражают неполную или некорректную информацию о товарах, или манипулируют порядком заключения и условиями договоров в собственных интересах. Они также используют в названии компании слова, которые ассоциируются с деятельностью госорганов.
Суд по интеллектуальным правам отклонил кассационную жалобу компании «Симбат» на решение апелляции по спору с московским управлением Федеральной антимонопольной службы из-за бренда детской косметики (№ А40-126073/2023). В конце 2022 года фирма «Белая мануфактура» пожаловалась ведомству на конкурента, который продает товары, похожие упаковкой и этикеткой на ее продукт «Умка» (изображение мишки на белом фоне). Служба потребовала прекратить копирование упаковки, но «Симбат» не согласился с предписанием и обратился в суд. Первая инстанция согласилась с истцом, а апелляция — нет. 9-й ААС решил, что компания выпускала шампуни с этикеткой, уже известной потребителям за счет товаров «Белой мануфактуры». В июне Федеральную антимонопольную службу поддержал и СИП.
Юрист практики «Интеллектуальная собственность» коллегии адвокатов Оськин Павел рассказывает, что на практике такие споры возникают нередко. Наиболее известным считается спор из-за бренда «Клей момент» (дело № А35-5996/2017).
Особенность дела в том, что обе компании использовали в дизайне упаковок товарный знак третьего лица без согласования с его правообладателем. Из-за этого первая инстанция решила, что действия «Симбата» нельзя признавать недобросовестной конкуренцией в ситуации, когда «Белая мануфактура» не обладала полными правами на соответствующий дизайн.
Вышестоящие суды указали: определяющим должно быть то, что на товарах «Белой мануфактуры» спорный дизайн появился раньше, чем на продукции «Симбата». При этом отсутствие у первой прав на товарный знак, который фигурирует в оформлении упаковок, не ограничивает ее в использовании всего дизайна в целом, включая цветовую гамму и расположение элементов, отмечает Тангян. В итоге суды признали: использование элементов дизайна, из-за которых в глазах потребителя товары «Белой мануфактуры» смешались с продукцией конкурента, — это недобросовестная практика со стороны «Симбата».
По мнению Оськина, на выводы суда в значительной степени повлияла известность наименования, узнаваемость персонажа популярного мультфильма и спорный дизайн упаковки. Юрист советует учитывать эти обстоятельства при ведении такого рода споров, поскольку суд оценивает смешение товаров с позиции рядового потребителя, а ее обычно подтверждают результатами социологического исследования о восприятии сравниваемых упаковок товаров.
В июне за ненадлежащую рекламу регулятор оштрафовал два крупных банка.
Сбербанк рекламировал вклад с процентной ставкой 16% годовых, разместив остальные существенные условия в сноске трудным для восприятия шрифтом. При этом важные данные в ролике показывали очень недолго. Поскольку это повторное нарушение, ФАС назначила банку штраф в 500 000 руб.
«Альфа-банк» получил два предписания. В роликах финансовая организация указала важную информацию в поясняющих сносках, которые кратко показали мелкими шрифтом, тогда как привлекательные данные банк показал крупно. Речь идет об утверждениях «Альфа-банк первым в России отменил все комиссии за переводы и платежи» и «Отменили все комиссии за переводы для бизнеса. Бесплатно откройте счет для бизнеса». Помимо предписания, за первый ролик банку назначили штраф в 500 000 руб.
В феврале 2022 года «Райффайзенбанк» запустил рекламу сервиса «Кешбэк на все», которая была недостоверной и вводила зрителя в заблуждение. Служба оштрафовала банк и выдала предписание, а затем обратилась в суд с требованием обязать кредитную организацию выпустить за свой счет опровержение рекламы (дело № А40-17982/2023). Суд обязал банк разместить в эфире телеканала семь видеороликов с информацией, что антимонопольная служба признала рекламу недостоверной и кешбэк начисляется не за все виды операций. В июне банк исполнил решение. В контррекламе «Райффайзенбанк» указал все, что требовал суд.
Теперь ФАС планирует чаще обращаться в суд для назначения контррекламы как меры ответственности для недобросовестных рекламодателей, рассказала начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. В ведомстве считают, что это снизит количество нарушений законодательства в части недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы.
Ответственность в виде публикации публичного опровержения недостоверной рекламы прямо предусмотрена в законодательстве (п. 4 ч. 2 ст. 33 закона «О рекламе»). ФАС вправе обратиться с иском к рекламодателю о контррекламе за счет рекламодателя, а суд определит форму, место и сроки размещения такого опровержения. Несмотря на это, раньше антимонопольный орган не обращался с подобными заявлениями, ограничиваясь наложением административного штрафа и выдачей предписания о прекращении распространения недостоверной рекламы, отмечает юрист практики антимонопольного права и регулирования Кристина Потапова.
Новый подход антимонопольного органа может стать востребованным и действенным. При этом контррекламу могут применить не только к банковскому сектору, но и к рекламодателям из других отраслей.
Суд вправе обязать рекламодателя опубликовать публичное опровержение даже при исполнении предписания и прекращении распространения недостоверной рекламы, а ФАС не обязана доказывать, что реклама нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 6 постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58). Поэтому рекламодателю будет достаточно сложно убедить суд отказать в удовлетворении требований о публичном опровержении, указывает Потапова. Для принятия решения также будет иметь значение, как долго распространяли недостоверную рекламу, продолжает ли рекламодатель реализовывать этот продукт, повторность нарушения и запоминаемость недостоверных утверждений из ролика.
В 2025 году должен заработать общий биржевой рынок энерготоваров в Евразийском экономическом союзе. Это позволит бизнесам стран-участниц расширять рынки сбыта, а гражданам — получать товары, цены на которые сформируют на конкурентной основе.
В связи с этим ФАС вместе с ведомствами, Банком России и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей разработала правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами. Их планируют сформировать к 2026 году, сообщил замруководителя ФАС Виталий Королев на XXVII Петербургском международном экономическом форуме. Документ уже направили в Евразийскую экономическую комиссию, где его рассмотрят государства — члены ЕАЭС.
Формирование единого биржевого пространства ЕАЭС — это, безусловно, положительный шаг на пути к независимому развитию инвестиционного сотрудничества, особенно в условиях постоянно ужесточающихся санкций, считает Гореславская. Но впереди участников ждет большая работа по унификации данных и их интеграции в платформу. При этом партнер Александр Егорушкин советует учитывать, что в некоторых странах ЕАЭС, в отличие от России, по-прежнему существует государственное регулирование цен на нефтепродукты. Поэтому, прежде чем сформировать единые ценовые индикаторы на нефтепродукты, следовало бы завершить либерализацию цен во всех странах союза, считает эксперт.
Антимонопольная служба предложила учитывать индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг) при проведении конкурсов и всех закупок в рамках закона «О контрактной системе». Так, заказчик сможет установить показатель оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации», а участники закупок должны будут подтвердить его выпиской с сайта, чтобы получить баллы за этот показатель. По мнению ФАС, это уменьшит размер обеспечения заявки и исполнения контракта, что, в свою очередь, снизит банковскую комиссию.
ЭКГ-рейтинг («Экология. Кадры. Государство») — комплексная оценка юрлиц, который определяет уровень благонадежности, социальной и экологической ответственности. Его ведут в баллах и публикуют в открытом доступе. Оценивают все субъекты, включая малый, средний и крупный бизнес, за исключением финансовых организаций (банки и страховые), микропредприятий, бюджетных, казенных и автономных учреждений.
С 1 сентября начнет работать оптимизированная процедура перерегистрации цен на лекарственные препараты. Изменения внесут в связи с принятыми 3 мая поправками к постановлению правительства № 1771 «О госрегулировании предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых».
ФАС предложила усовершенствовать процедуру еще в 2020 году после анализа результатов перерегистрации цен на дефектурные (дефектура — отсутствие необходимого препарата в аптеке) препараты. Теперь с сентября:
- Установят трехмесячный срок действия заключения Росздравнадзора о дефектуре.
- Продлят сроки экономического анализа при большом количестве цен и производителей.
- Установят отложенное вступление в силу сниженной цены по истечении месяца после принятия решения.
А принимая решение о снижении установленных цен, можно будет не учитывать длительно отсутствующий в России препарат.
По мнению ведомства, изменения помогут быстрее устранять риски возникновения дефицита и установят сбалансированные цены для производителей, потребителей, госорганизаций здравоохранения и льготных категорий граждан.
В июне ФАС заключила сразу несколько соглашений о сотрудничестве с ведомствами из разных стран.
- Бразилия
Программу развития сотрудничества на 2025–2026 годы подписали руководитель ФАС и президент Административного совета по экономической безопасности Бразилии Алешандре Кордейро Македо. Документ усилит соглашение в области конкурентной политики, подписанное в 2001 году. - Нигерия
Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве подписали глава ФАС и исполняющий обязанности руководителя Федеральной комиссии по конкуренции и защите потребителей Нигерии Адаму Абдуллахи. Соглашение должно помочь развитию конкуренции на социально значимых рынках. Для этого стороны будут обмениваться актуальными версиями законодательных документов, опытом в части регулирования социально значимых рынков и сотрудничать при расследовании случаев нарушения добросовестной конкуренции. - Шанхайская организация сотрудничества
Во время первой встречи глав антимонопольных органов государств, входящих в ШОС (Индия, Иран, Белоруссия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) стороны договорились создать «диалоговую» площадку, где ведомства смогут обмениваться опытом и согласовывать подходы в сфере антимонопольного регулирования и развития конкуренции с учетом региональной специфики и приоритетов. По итогам стороны подписали протокол.