Новости ПМЮФ
28 июня 2024, 18:14

Ученые-юристы на ПМЮФ-2024 рассказали, как отрегулировать маркетплейсы

Представители бизнеса и юридического научного сообщества на Петербургском международном юридическом форуме обсудили преимущества и недостатки разных моделей госрегулирования сферы электронной торговли и порассуждали, какая из этих моделей подойдет РФ.

Екатерина Ильгова, ректор Саратовской государственной юридической академии, признает, что для нее как для административиста контроль и надзор — это все. Но говоря о балансе в вопросе госконтроля за работой цифровых и финансовых платформ, Ильгова пришла к выводу: здесь нужны не революции, а аккуратный подход, выработанный за круглым столом с участием представителей власти, бизнеса и юристов.

Еще эксперт оценила идею принятия закона о маркетплейсах.

Нужен ли отдельный закон для этого? Есть положительный момент в попытке порегулировать молодую отрасль — унификация дефиниций. Этого серьезно не хватает в сфере. В остальной части я критически отношусь к проекту. Я не сторонник ставить все платформы в одно положение. Иначе мы убьем конкуренцию.

Екатерина Ильгова, ректор Саратовской государственной юридической академии

По мнению Ильговой, предложенный проект нужно дорабатывать. Сейчас же он создает большие барьеры. Кроме того, действующего регулирования электронной торговли может быть вполне достаточно. Ильгова отметила, что сегодня и Гражданский кодекс, и закон «О защите прав потребителей» устанавливают опорные ключевые пункты, которых хватит для достижения баланса. Но вопрос, куда внести понятийный аппарат, остается. Унификация облегчит судебную практику и позволит защищаться всем сторонам правоотношений. Ильгова допустила включение понятий в закон «Об информации» либо в ГК. Еще она напомнила, что не урегулированные в законе вопросы разрешаются судебной практикой, в частности Верховным судом. Через практику проверяется правильность решений и нередко решения высших судов переходят в разряд нормы, напомнила ректор. «Споры рождаются из-за неурегулированности проблемы или двойственности толкования», — отметила Ильгова. И хоть принять новый закон, снеся прежний, можно, но иногда лучшее — это враг хорошего.

Маркетплейсы: насколько строго их нужно регулировать

Законопроекты № 568223-8 и № 445923-8 о регулировании цифровых площадок оценил и Вадим Виноградов, декан факультета права НИУ «Высшая школа экономики». По его мнению, они решают точечные вопросы и не учитывают специфику цифровых платформ. Цель регулирования должна звучать так: не размыть специфику этих платформ. А еще закон обязательно должен регулировать платформенную занятость — такую задачу нужно поставить законодателю.

К дискуссии присоединился и Олег Павлов, председатель организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива». По его словам, главная проблема не в том, что не хватает норм, а в том, что не применяются существующие. Павлов напомнил, что власти пошли навстречу бизнесу и ввели мораторий на проверки, но бизнес не ответил тем же и не начал добровольно исполнять нормы закона. В таком случае новый закон тоже, может, не будет применяться, если не будет действовать мораторий. При этом Павлов признает: маркетплейсы сделали все для обеления рынка, собрав его, по сути, на двух площадках. Но все то негативное, что происходит, — «последствия вялой позиции маркетплейсов», уверен эксперт.