Упрощенная процедура (правило 13)
Одним из любопытных нововведений стало введение новой упрощенной процедуры (streamlined procedure) для споров до 1 млн сингапурских долларов (примерно $750 000 по текущему курсу) наряду с уже существующей ускоренной процедурой. По спорам выше этой суммы стороны могут также установить упрощенную процедуру своим соглашением до формирования состава арбитража.
Основное преимущество — крайне дешевое и быстрое рассмотрение небольших споров при сохранении высокого уровня сервиса SIAC. Эта процедура позволяет разрешать дела в течение трех месяцев и предусматривает снижение арбитражных и административных сборов на 50%.
Процедура также предусматривает конкретные механизмы ускорения рассмотрения спора: единоличный арбитр, отказ от стадии раскрытия документов, фактических и экспертных показаний и прочее.
Остается в регламенте и ускоренная процедура (expedited procedure), которая будет охватывать споры до 10 млн сингапурских долларов (около $7,5 млн) — почти в два раза больше, чем раньше. Такое изменение вызвано не столько инфляцией, сколько желанием дать доступ к ускоренной процедуре для большего количества споров, которые, может быть, не совсем простые и на кону в них немного более значительные суммы, но при этом требуется срочное и экономное рассмотрение. SIAC также существенно расширил основания применения ускоренной процедуры по заявлению стороны.
Таким образом, SIAC стремится существенно повысить эффективность рассмотрения широкого круга споров, особенно в случаях, когда требуются быстрые действия, например для фиксации имущества должника.
Усовершенствование процедур экстренного арбитража (приложение 1)
В этом контексте также важно введение возможности запрашивать вынесение предварительного обеспечительного приказа (protective preliminary order). Особенность меры заключается в том, что она может быть запрошена без уведомления других сторон и без соблюдения некоторых процедурных требований, если ее цель — предотвратить действия, которые могут воспрепятствовать выполнению экстренных мер. Если президент SIAC принимает заявление к рассмотрению, экстренный арбитр назначается в максимально короткие сроки, а решение по заявлению выносится в течение 24 часов после его назначения. Как правило, нет возможности принудительного исполнения такого приказа через национальный суд, но существуют обстоятельства, в связи с которыми контрагенты все же будут исполнять предварительный приказ, включая негативные последствия для позиции уклоняющегося должника в арбитраже.
Полномочия на предварительное решение спора (правило 46)
В последние годы в арбитражных процессах все чаще стали появляться решения по отдельным вопросам (partial awards), в связи с чем стороны нередко спорят о статусе таких решений. Отдельный случай — разрешение в предварительном порядке отдельного вопроса или вопросов без разрешения спора целиком. В SIAC отреагировали на этот тренд и установили четкое регулирование возможности вынесения таких решений.
Запрос таких частичных решений может использоваться и как тактика затягивания процесса, и, наоборот, для более эффективного рассмотрения спора. В частности, иногда рассмотрение одного не очень объемного вопроса на ранних стадиях арбитража может избавить стороны от необходимости ведения полномасштабного многолетнего процесса.
Согласно новым правилам SIAC, предварительное решение выносится в течение 90 дней с момента подачи соответствующего заявления. Дополнительно теперь Регистратор может передавать вопрос о юрисдикции в Суд SIAC для принятия решения о дальнейшем статусе разбирательства, если ответчик не участвует в разбирательстве или любая сторона возражает против существования, действительности или применимости арбитражного соглашения до формирования трибунала (правило 8.1).
Участие третьих сторон в финансировании споров (правило 38)
Привлечение внешнего финансирования для проведения крупного арбитражного или судебного процесса становится все более востребовано российскими сторонами. Этот механизм позволяет не только управлять финансовой стороной арбитража, которая нередко бывает весьма внушительной, но и работать с некоторыми санкционными аспектами, как известно, затрудняющими эффективное разрешение споров.
Новые правила SIAC предоставляют более подробные ориентиры для внешнего финансирования арбитража, чтобы оптимизировать применение этого инструмента как для сторон, так и для арбитров.
Прямое закрепление возможности требовать обеспечения иска и обеспечения расходов (правила 48 и 49)
Возможность получения обеспечения расходов позволяет сторонам защищать свои финансовые интересы во время разбирательства, и это критически важный аспект для бизнеса, работающего в условиях неопределенности. Это особенно актуально для российских компаний, которые могут столкнуться с неопределенностью относительно финансовой стабильности контрагентов.
Внесение таких механизмов наверняка позволит расширить сферу и критерии их применения.
Координированное ведение дел (правило 17)
Введены правила координации одновременного рассмотрения нескольких арбитражей с общими юридическими или фактическими обстоятельствами. Примечательно, что многие правила арбитражных институтов содержат положения о консолидации дел, но впервые в правила вводят нормы о так называемой фактической консолидации. Соответствующие примеры в практике разрешения споров уже были, но теперь у арбитров и сторон будет возможность использовать конкретное регулирование. Такой подход направлен на снижение риска противоречивых решений, дублирования затрат и рисков на стадии исполнения.
Отводы арбитров (правила 26–28)
Были уточнены процедуры отвода арбитров, направленные на повышение прозрачности и эффективности арбитражного процесса. Арбитры обязаны раскрывать любые обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в их независимости или беспристрастности, на протяжении всего разбирательства. Для подачи заявления об отводе введены четкие временные рамки и дополнительный фиксированный сбор. Решения об отводах не подлежат обжалованию и теперь принимаются специальным комитетом Суда SIAC, если заявление подано против члена Совета SIAC или Суда SIAC.
В практике было довольно много примеров корректной и некорректной работы отдельных сторон с институтом отвода арбитра. Неполные раскрытия арбитров на ранних стадиях процесса нередко приводят к тому, что уже на более поздних стадиях встает вопрос отвода, что существенно усложняет дело и повышает издержки сторон. В то же время стороны не всегда добросовестно пользуются этим механизмом и затягивают или срывают процесс необоснованными заявлениями об отводе.
Уточненное регулирование в новом регламенте SIAC, предположительно, поможет более системно работать со все чаще используемым институтом отвода арбитров.
SIAC Gateway
Правила прямо закрепляют использование новой облачной платформы для управления делами — SIAC Gateway — для обмена документами и их хранения. SIAC недавно ввел эту систему электронного администрирования дел, как и многие другие институты. Такая система позволит оптимизировать издержки и в целом повысит комфорт для пользователей арбитража.
Возможности для российских сторон
Нет сомнений, что SIAC продолжит быть одним из наиболее популярных институтов для российских сторон, а Сингапур, несмотря на санкции, рано вычеркивать из числа партнеров России. Так, в июне 2024 года представители Сингапура обсуждали правовое сотрудничество с представителями Минюста и участвовали в Петербургском международном юрфоруме.
В связи с этим российским пользователям арбитража следует обратить внимание на новшества нового регламента SIAC. Например, нормы о внешнем финансировании, отводе арбитров, обеспечительных мерах и ускоренных процедурах все чаще возникают в актуальном контексте.
Кроме этого, статус постоянного действующего арбитражного учреждения, который SIAC получил в 2021 году от Минюста, позволяет ему администрировать международные коммерческие арбитражи с местом проведения в России. Это особенно важно для корпоративных споров, возникающих в контексте слияний, поглощений и совместных предприятий, поскольку такие дела квалифицируют как корпоративные споры с повышенными требованиями для обеспечения их арбитрабельности.
Доступность SIAC для российских сторон подкрепляется возможностью вести дела на разных языках, включая русский. В секретариате SIAC работают русскоговорящие советники и специалисты, что облегчает взаимодействие и коммуникацию на всех стадиях разбирательства.
Важно отметить, что пока неизвестна практика отказа российских судов от признания и приведения в исполнение решений, администрируемых SIAC, что делает его привлекательным не только для российских сторон, но и для зарубежных контрагентов. При этом некоторые крупные успехи российских, даже подсанкционных, сторон в арбитраже SIAC уже есть.
Разумеется, при ведении споров в SIAC возникают и трудности, в частности с логистикой платежей и другими вопросами, которые стали ежедневной действительностью для российских пользователей арбитража. Тем не менее, пока эти сложности удается решать достаточно эффективно, поэтому юрфирма «Дякин, Горцунян и Партнеры» нередко (хотя и далеко не всегда) рекомендует правила SIAC для включения в арбитражные оговорки новых контрактов и Сингапур — в качестве места арбитража, в том числе при применении иных регламентов.
Авторы:
Ян Калиш
Партнер, юрфирма «Дякин, Горцунян и Партнеры»
Дмитрий Смирнов
юрист, юрфирма «Дякин, Горцунян и Партнеры»