С начала 2022 года бизнес из России активно ищет новые точки опоры за пределами привычных офшоров и международных хабов. После того как Эмираты стали менее прозрачным убежищем, внимание некоторых предпринимателей переключилось на Маврикий. Это островное государство в Индийском океане, известное своей гибкой финансовой системой, эффективной защитой инвестиций, благоприятной налоговой политикой и беспошлинным входом на важные африканские и азиатские рынки. Безусловный плюс Маврикия — готовность местных банков работать с компаниями, где есть российские бенефициары.
Маврикий долгое время был колонией Франции и Британии, поэтому и англоязычная инфраструктура, и английское право, и общая атмосфера похожи на европейские, отмечает советник юридической компании NSV Consulting Светлана Тихонова. Маврикий — единственное государство со всего африканского континента, которое участвует во всех деловых региональных организациях. Он также соответствует высоким требованиям к безопасности и прозрачности финансовых операций ЕС и США. Так, в октябре 2021 года Маврикий переместили в белый список FATF, что повысило его привлекательность в глазах международного финансового сообщества и привело к отмене требований об усиленном мониторинге транзакций, которые проводят банки острова.
Организация экономического сотрудничества и развития относит Маврикий к числу высоконадежных юрисдикций, соблюдающих стандарты отчетности CRS. Остров также входит в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Это обеспечивает страхование рисков от экспроприации капитала для трансграничных инвесторов в развивающиеся рынки, от ограничений на случай вооруженных конфликтов и гражданских беспорядков. В этой юрисдикции работают международные механизмы урегулирования споров и на законодательном уровне утвержден режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов.

С 2022 года мы наблюдаем устойчивый рост интереса к Маврикию со стороны российского бизнеса, прежде всего в контексте защиты активов, международной работы с валютой и минимизации политических и регуляторных рисков. Маврикий постепенно трансформируется из «экзотической» юрисдикции в признанную альтернативу Дубаю, особенно когда нужен более структурный, финансово-интеллектуальный подход.
Привлекательность острова
Кукуев отмечает, что основание бизнеса на Маврикии предоставляет доступ к множеству экономических договоренностей с другими государствами. Это обеспечивает беспошлинный вход на важные африканские и азиатские рынки. Юрисдикция активно продвигается и как международный финансовый центр и лидирует в Африке по объему иностранных инвестиций. «Маврикий нейтрально окрашен для партнеров и инвесторов. Не имеет отягченного шлейфа, но тем не менее никогда и не был центром международного бизнеса», — отмечает руководитель группы международного налогового планирования Amond & Smith Ltd Софья Гурова.
Руководитель группы по работе с банками юридической компании Amond & Smith Ltd Иван Тихоненок рассказывает, что платежи между Маврикием и Нигерией, Ганой, Гвинеей, Буркина-Фасо не вызывают сложностей и не приводят к автоматическому отказу из-за географии страны отправителя или получателя. В то время как подобные транзакции всегда вызвали массу вопросов в банках Европы, Прибалтики и Великобритании.

Банки и инвестиционные фонды из разных стран мира прекрасно относятся к компаниям, учрежденным на Маврикии, особенно в свете растущего тренда на «освоение» Африки иностранными инвесторами. Маврикий уже успел зарекомендовать себя как юрисдикция, которой доверяют. Это признанный международный финансовый центр.
За последние 20 лет Маврикий стал штаб-квартирой для десятков местных и международных банков и интересной площадкой для запуска бизнеса на африканском континенте. В 2025 году на Маврикии были открыты офисы 17 банков, из них 8 — местные учреждения, остальные — международные. Также Маврикий представляет собой региональный транспортный центр между Азией, Африкой и Европой, что делает его интересным для логистических и судоходных компаний.
Маврикий официально считается дружественной страной, он не поддержал санкции против России и открыт для обслуживания российских клиентов. Тихонова рассказывает: на острове с россиянами работают так же, как с резидентами иных юрисдикций. Никаких ограничений и запретов со стороны госорганов нет. Если владелец бизнеса не находится под персональными санкциями, препятствий он не встретит, отмечает эксперт. Финансовые и налоговые регуляторы Маврикия занимают нейтральную позицию: не делают четких различий по паспорту, но проводят углубленную проверку на предмет отмывания денег и связей с публичными должностными лицами. «После усиления правил по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма с 2020 года повышено внимание к due diligence, особенно в отношении учредителей и конечных бенефициаров. При наличии российского бенефициара компании зачастую попадают в категорию высокого риска, что влечет проведение углубленного комплаенса, включая раскрытие источника средств и структуры владения», — подтверждает юрист Orion Александра Машкина.

Маврикий — это регулируемая юрисдикция, а не классический офшор. Он хорошо сочетается с холдинговыми структурами и трастами. Политическая нейтральность, возможность работы в независимых валютах и гибкость делают его привлекательным для структурирования бизнеса.
Релокация бизнеса в Маврикий может стать стратегическим решением для российских компаний, работающих в условиях санкций. «Единственным требованием для открытия счета будет подтверждение адреса проживания бенефициара или управляющего счетом компании вне России и Белоруссии», — сообщает Тихоненок. Гурова подтверждает, что маврикийские банки принимают не только российских бенефициаров, но и их нерезидентные компании.

Банки Маврикия охотно открывают счета для компаний — нерезидентов из Гонконга, Сингапура, ОАЭ, ЕС. Причем делают это дистанционно, не требуя обязательного посещения офиса банка, в отличие от банков ОАЭ.
Налоги и налоговое резидентство
В соответствии с местным законодательством компания считается налоговым резидентом Маврикия, если она зарегистрирована в стране и управляется оттуда. Офшорные компании такой статус получить не могут. Сертификат налогового резидентства для глобальных бизнес-компаний выдает Налоговое управление Маврикия по рекомендации Комиссии по финансовым услугам. Он действует один год и может ежегодно продлеваться. Для его получения нужен пакет стандартных документов, плюс подтверждение местного управления и экономического присутствия. Такой сертификат признают большинство банков в ЕС, Азии и Африке и отдельные налоговые органы в ЕС, инвестиционные фонды, консультанты по сделкам M&A и комплаенс-отделы инвесторов.
Стандартная ставка корпоративного налога для глобальных компаний — 15%. На пониженную ставку 3% могут претендовать фирмы, которые экспортируют товары из Маврикия, операторы и девелоперы в свободных таможенных зонах. Помимо этого, глобальные компании, зарегистрированные в Маврикии, могут освободить от налога в 80%, что и будет составлять итоговую льготную ставку 3% на некоторые типы иностранного дохода. При этом все компании должны подтверждать экономическое присутствие, управление и контроль в стране и иметь специалистов нужной квалификации по их основной деятельности. Глава офиса «Маврикий», младший партнер UPPERCASE LEGAL ADVISORY Тамрин Дарбаков отмечает, что в 85% случаев компании, претендующие на сниженную налоговую ставку 3%, получают ее.

Маврикий — более сложная юрисдикция с точки зрения обслуживания и регистрации компании, чем ОАЭ. Но Маврикий не состоит в черных списках, дружественен к РФ и действительно лоялен к российским паспортам как с точки зрения регистрации компании, так и при открытии счетов.
В Маврикии нет налога на прирост капитала, наследство и дарение, на дивиденды у источника. При этом есть налоговые льготы в отношении доходов от зарубежных филиалов и для бизнеса, работающего с нематериальными активами. Эти льготы можно получить независимо от того, есть ли действующие договоры об избежании двойного налогообложения. С Россией такой договор сейчас в процессе ратификации.
Маврикий — альтернатива Дубаю?
При всех плюсах есть и минусы. Корпоративный налог в Маврикии заметно выше, чем в ОАЭ. Кроме того, на острове требуют реального экономического присутствия: компании обязаны иметь офис и секретаря, а обладатели лицензии глобальных компаний — еще и директоров-резидентов. Это увеличивает как стоимость администрирования, так и уровень формальных требований.
Срок открытия банковских счетов в Маврикии составляет 4–6 недель, что существенно дольше, чем в других странах. При этом сам остров менее известен среди непрофессиональных игроков, чем ОАЭ. Тихонова также обращает внимание на неторопливый ритм местных банков, консультантов, бухгалтеров, юристов и аудиторов. «Но и здесь наблюдаются большие изменения за последние два года: всплеск интереса иностранных инвесторов к юрисдикции расшевелил местный персонал и поднял конкуренцию», — сообщает эксперт.

Маврикий превращается в фундамент для международной экспансии бизнеса из России и СНГ, особенно там, где важны прозрачность, налоговая устойчивость и нейтральный имидж. Это не замена Дубаю, а новый этаж архитектуры международного бизнеса.
«Я бы не назвал Маврикий реальной альтернативой банкам Дубая и Абу-Даби», — отмечает Тихоненок. По словам эксперта, там более развитая и надежная финансовая инфраструктура, более высокий запас прочности местных финансовых институтов и огромный опыт в обслуживании сложных российских клиентов. Дубай — это операционный хаб, связанный с персоналом, недвижимостью, B2C-активностью. Маврикий же, как отмечает Кукуев, скорее «надстройка»: через него удобно строить холдинги, управлять интеллектуальной собственностью, создавать трасты и выстраивать налоговую архитектуру для международных расчетов.
