Что дает статус ПДАУ иностранному арбитражному центру
Дубайский международный арбитражный центр (DIAC) получил статус постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ) в России. О том, что центр подал заявку в Минюст на получение аккредитации, стало известно в конце прошлого года. Комплексное содействие DIAC в получении статуса ПДАУ оказало Адвокатское Бюро ЕПАМ
В качестве постоянно действующего арбитражного института DIAC становится первым арбитражным учреждением из ОАЭ и всего ближневосточного региона, получившим такое официальное признание. Этот важный этап демонстрирует международное доверие к DIAC и поддерживает дальнейший институциональный рост центра.
Джехад Казим, исполнительный директор DIAC
Если иностранный арбитражный институт получает аккредитацию в Минюсте, то он может администрировать по своим правилам международные коммерческие арбитражные споры с местом арбитража в России. Кроме этого, институт может назначать арбитров, разрешать вопросы об их отводах и о прекращении их полномочий без общего администрирования спора, если стороны образовали трибунал для разрешения конкретного кейса (трибунал ad hoc).
Статус ПДАУ переводит иностранный арбитражный центр из категории «внешнего» института в режим системного взаимодействия с российской правовой средой. Это позволяет, например, проводить отдельные процессуальные действия на территории России без риска формальных препятствий. Для самого центра это означает рост доверия со стороны бизнеса и возможность быть полноценной альтернативой другим международным институтам при работе с российскими сторонами.
Владимир Таланов, партнер, практика международных арбитражных и судебных споров Адвокатское Бюро ЕПАМ
Кроме этого, DIAC сможет администрировать некоторые корпоративные споры, например разбирательства, связанные с принадлежностью акций и долей в уставном капитале компаний, отмечает партнер практики международных споров и санкций BGP Litigation Сергей Морозов. А если DIAC примет специальные правила арбитража корпоративных споров, то институт получит право администрировать и так называемые условно арбитрабельные споры. Это, например, дела, связанные с созданием юрлица в РФ, управлением им или участием в нем, или споры об обжаловании решений органов управления бизнеса, перечисляет Морозов.
Что это значит для бизнеса
Аккредитация DIAC в Минюсте повлияет как на российские, так и на иностранные стороны. Для отечественного бизнеса снижаются юридические и транзакционные риски, указывает Таланов. Так, появляется дополнительный нейтральный форум, который сочетает международные стандарты процедуры с большей адаптацией к российской правоприменительной реальности, что особенно важно для крупных и долгосрочных проектов, отмечает юрист. Кроме этого, появляется возможность гибко подбирать арбитраж под конкретную сделку, отрасль и географию контрагентов, учитывая санкционные, валютные, логистические и репутационные факторы, перечисляет Таланов.
Отечественные компании и ранее выбирали DIAC, поскольку этот институт — крупнейший центр альтернативного разрешения коммерческих споров в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. Но получение статуса ПДАУ только усилит авторитет DIAC среди представителей российского бизнеса, предоставит расширенный спектр процессуальных прав для сторон споров и снизит риски отказа российских судов в признании и приведении в исполнение решений DIAC.
Сергей Морозов, партнер практики международных споров и санкций BGP Litigation
Также российские компании смогут уверенно предлагать DIAC в качестве арбитражного института при согласовании международных контрактов, считает партнер, руководитель практики разрешения споров UPPERCASE LEGAL ADVISORY Сергей Левичев. По его словам, для иностранных контрагентов это выглядит как разумный компромисс, что упрощает переговоры и расширяет возможности международного бизнеса. Поэтому в долгосрочной перспективе Таланов ожидает роста интереса российских компаний к DIAC, особенно в сделках с контрагентами из ОАЭ и Азии.
Дополнительно аккредитация DIAC в Минюсте дает возможность иностранному бизнесу судиться с подсанкционными компаниями. «С высокой долей вероятности они не смогут успешно ссылаться на положения ст. 248.1 и 248.2 АПК, заявляя о невозможности рассмотрения спора в иностранном арбитраже», — говорит Левичев.
Признание DIAC в России расширяет инструменты для формирования сбалансированных и эффективных механизмов международного разрешения споров и делает контракты с российскими компаниями более предсказуемыми и устойчивыми.
Сергей Левичев, партнер, руководитель практики разрешения споров UPPERCASE LEGAL ADVISORY
Развитие международного сотрудничества и укрепление позиций
DIAC работает уже 30 лет и за это время прошел путь от структуры при Торгово-промышленной палате Дубая до полностью независимого учреждения. Сейчас институт привлекает все больше отечественных сторон, а Россия и ОАЭ активно укрепляют сотрудничество в сфере арбитража. Например, в ноябре Арбитражная ассоциация и DIAC подписали меморандум, направленный на развитие международного арбитража и альтернативных методов разрешения споров. Учитывая это, аккредитация DIAC в Минюсте — это вполне логичный, ожидаемый и своевременный шаг, уверены юристы.
Кроме этого, получение статуса ПДАУ в России стало для Дубайского центра естественным продолжением стратегии по укреплению своего присутствия в юрисдикциях, значимых для международного бизнеса, считает Таланов. Россия — это один из рынков, где сохраняется высокий спрос на международный арбитраж, а компании переориентируются на восточное направление. Это отражается и на развитии арбитража. «В более широком смысле предоставление DIAC статуса ПДАУ отражает постепенную трансформацию российской арбитражной среды — от ограниченного набора традиционных центров к более диверсифицированной и прагматичной экосистеме», — говорит эксперт.
Дополнительно возможности DIAC по администрированию споров с местом арбитража в России усиливают позиции РФ как юрисдикции для разрешения трансграничных коммерческих споров, считает Левичев. С этим согласен и Таланов, который уверен, что опыт и устоявшаяся международная репутация DIAC будут укреплять доверие российского и иностранного бизнеса к отечественному правовому полю в рамках арбитражного разбирательства.




