ПРАВО.ru
Сюжеты
13 июля 2016, 15:50

Работа как источник стресса: почему юристы страдают депрессиями

Работа как источник стресса: почему юристы страдают депрессиями
Фото с сайта timeforwoman.ru

Стремительная карьера и высокий уровень компенсации в крупной юрконсалтинговой компании — предел мечтаний для многих юристов. Но обратная сторона успеха — работа 24/7 и депрессия. Почему работа в Big Law может закончиться в кабинете психотерапевта, а проблемы с психикой у юристов не столь редки, как может показаться на первый взгляд, рассказали эксперты Law360.

Еще до сорока лет Дэн Лукасик сделал успешную карьеру в праве — он был управляющим партнёром собственной юрфирмы в Нью-Йорке. Дела шли хорошо, клиентов было достаточно, но после судебного заседания — независимо от исхода дела — он уезжал на парковку большого торгового центра, туда, куда большинство людей не доезжало. Там он плакал — каждый день. Лиза Смит "поддерживала" карьеру в Big Law кокаином и алкоголем – пока не пришла к мысли о самоубийстве, после чего оказалась на 28-дневном реабилитационном курсе. Майкл Кристофер Старр был звездой юриспруденции и боксерского ринга. Все знали, что он занимался громким делом Раджа Раджаратнама об инсайдерской торговле, но о его депрессии не догадывался никто — до тех пор, пока не стало слишком поздно и он не покончил с собой. Таких историй в праве немало. Профессия юриста — одна из самых стрессовых, а работа в крупной юрфирме только усугубляет психические проблемы, уверены американские психологи. Сами юристы с ними солидарны — но выхода из ситуации часто не видят.

Культура молчания

Индустрия, в которой правит культура молчания, — так нередко описывают юриспруденцию. То, что о проблемах говорить не принято, и приводит к одному: юристы, нуждающиеся в помощи, за поддержкой не обращаются. Итог закономерен. Те немногие исследования, которые посвящены психическому здоровью юристов и студентов американских юрвузов, приходят к одному выводу: риск депрессии, тревожности, суицидальных наклонностей и развития зависимостей у юристов выше, чем у среднестатистического человека. Общий показатель, приведенный в исследовании Американской ассоциации юристов,  — 10% населения, у юристов возрастает до 28%. Более ранние исследования, проведенные в начале 1990-х, продемонстрировали: как минимум у 18% процентов юристов проблемы с алкоголем, а 19% страдают депрессией. Сегодня эти показатели ухудшились: о зависимости от спиртного говорят 20,6% опрошенных, а 28% заявили, что испытывают депрессию. Еще 19 и 23% указали, что страдают от тревожности и стресса. 

Аналогичные показатели — у представителей медцицинской профессии. Но если для психологической помощи врачам разработаны специальные программы, то юристам на внимание со стороны рассчитывать не приходится. Не улучшают ситуацию и требования компаний — доступность 24/7 и постоянно растущие показатели эффективностидля персонала. В праве каждый чувствует, как просто его заменить, и работает с перегрузками, скрывая проблемы со здоровьем, чтобы не притормозить карьеру. "Встречаются юристы, которые скрывали свои проблемы по 20 лет, — рассказывает Эйлин Трэвис, директор программы по помощи юристам Нью-Йоркской юридической ассоциации. — Но однажды что-то происходит. Обычно вы вдруг замечаете, что стареете, и тело дает сбои. Или вы пропускаете заседание в суде, или появляетесь с запахом перегара".

Причины проблем

Причины проблем юристов — обратная сторона тех черт, которые помогают преуспеть в профессии, считают психологи. Часто карьеру делает тот, кто может побороть неприятности, что требует так называемого "мышления пессимиста" — возможности предвидеть все возможные негативные сценарии развития событий для клиента. "Проблема в том, что именно это может сделать из вас успешного юриста", — говорит Лукасик.

Но часто привычка к негативному мышлению может перерасти в заболевание. Сложности начинаются уже на стадии подготовки юриста, уверен Лукасик. Начинающие юристы часто слышат о том, что переработки, бессонные ночи, выходные в офисе — требования для каждого желающего получить продвижение.

По данным Национальной ассоциации занятости юристов с 2011 года требования по часам работы выросли с 1879 часов в год до 1892 часов. Небольшие компании с численностью юристов до 250 человек ставили норму 1850 часов в год, крупные юрфирмы (более 700 юристов в компании) считали нормой работу от 1900 до 2000 часов в 2015 году. Ассоциаты в американских юрфирмах в 2014 году работали в среднем 2199 часов, а в крупных компаниях — 2199 часов.

Такая нагрузка не только слишком велика, но в итоге снижает продуктивность работы, а часто может привести к ошибкам со стороны сотрудников и искам к компании. Пока одни юристы зарабатывают психические проблемы, другие предпочитают сменить работу в консалтинге на другую, позволяющую лучше сбалансировать дело и личную жизнь, — обычно в госструктурах или инхаусе.

Как помочь юристам

Помочь юристам избавиться от негативной корпоративной культуры, в том числе понизить уровень стресса на работе, можно, способствуя формированию общности в коллективе, уверены эксперты Law360. Как правило, юристы, особенно начинающие, не чувствуют, что могут задать простой вопрос коллегам, указывает на одну из граней проблемы Пэт Спатаро, глава программы помощи юристам Нью-Йоркской ассоциации юристов. Соревновательность — лишнее в корпоративной культуре, считает он. "Даже в собственной фирме юристы сталкиваются с постоянным соревнованием и в итоге оказываются в изоляции в собственной фирме, и грустно, что они не получают поддержки", — говорит Спарато. Весь стиль жизни оказывается зависим от выработки, и когда в личной жизни человека что-то происходит, он не может сохранять тот же темп и вынужден уйти. Чрезмерного акцента на бизнес в юрфирме стоит избегать, а взаимопомощь, совместную работу — поощрять и поддерживать.

Особенно сложным переход к "большому праву" оказывается для вчерашних студентов. "Обычно считается, что у юриста не должно быть эмоций, точнее, эмоций, не имеющих отношения к судебному спору", — сожалеет Катерина Бендер, директор Dave Nee Foundation, программы психологической помощи, названной в честь студента, покончившего с собой в процессе подготовки к адвокатскому экзамену.

В самом экзамене есть вопросы о психических проблемах соискателя, и законность выяснения медицинских данных об экзаменуемом в настоящее время оспаривается в суде. Однако бояться отвечать не стоит, уверяют те, кто статус уже получил. Даже положительный ответ на вопросы о психических проблемах не означает, что это может помешать получению статуса. Возможно, к вам просто присмотрятся повнимательнее — не более того. Но для самого юриста это повод задуматься, насколько он готов к тому, что уровень стресса вырастет еще больше. "Люди должны понимать, что, если в анамнезе есть проблемы с психикой, то стресс всё только усугубит", — предупреждает Маршалл.

Юрфирмы, в том числе и из числа крупнейших, уже осознали проблему чрезмерного давления на сотрудников. Некоторые члены BigLaw уменьшают требования к выработке и допускают гибкое расписание и возможность работы из дома. Однако большинство компаний пока есть за что критиковать. Индустрия идет к пониманию нужд работника не слишком быстро, так что пока оптимально помочь себе самостоятельно — терапией, лекарствами или просто нормальным режимом, говорит Лукасик.