RSS RSS
01.10.2014

Cудебная база

ВАС РФ   Закон "О полиции"  
Коррупция   Права детей   Рынок юридических услуг  
СМИ   Судебная реформа   Знаменитости судятся   Интернет  
Защита деловой репутации   Конституционный суд РФ   Налоговый кодекс РФ   СКП РФ   Юрий Лужков   Закон "О защите конкуренции"   Клевета   Коррупция   Права детей   Преступления полицейских   Статья 159 УК РФ   Все теги...

Кемеровский областной суд

Руководство суда 
ПредседательДорохов А.А.
Заместитель председателя судаБулатова Т.И.
Заместитель председателя судаСидоров Е.И.
Заместитель председателя судаКирюшин А.Н.
Режим работы
Понедельник - четверг9.00 - 18.00, перерыв 13.00 - 13.45
Пятница9.00 - 16.00
Контакты
Адрес650000, г.Кемерово, ул. Н. Островского, 12
Телефон(3842) 36-56-96
Сайтoblsud.kmr.sudrf.ru/
Схема проезда
Историческая справка

Территория современного Кузбасса в XIX веке входила в состав Томской губернии, образованной в 1804 г. Три округа (уезда) этой губернии — Кузнецкий, Томский и Красноярский — располагались на территории современного Кузбасса, причем большую часть его занимал Кузнецкий округ. В 1856-1857 гг. в связи с ростом числа населения в бассейне р. Кия, освоением золотоносных россыпей в этом районе был создан Мариинский уезд. Таким образом, на территории современного Кузбасса к середине XIX века располагалось два уезда — Кузнецкий и Мариинский.

Административная и судебная реформы Екатерины II начались в Кузнецком уезде в 1779 г., что было связано с созданием Колыванской области, в состав которой вошел и указанный уезд. До 1779 г. судебная система Кузнецкого уезда вообще не была отделена от административной, судебные функции выполнял кузнецкий воевода, наделенный практически неограниченной властью в уезде. Первым судебным учреждением уезда был Кузнецкий нижний земской суд. С упразднением в 1797 г. губернского верхнего земского суда он стал именоваться просто Кузнецким земским судом.

Кузнецкий земской суд был упразднен по закону от 12 июня 1867 г. в связи с введением окружного полицейского управления. Все функции суда были переданы Кузнецкому окружному полицейскому управлению.

Судом для крестьян в Кузнецком уезде была Кузнецкая нижняя расправа, учрежденная в 1779 г. Согласно положению об «Учреждении губерний», нижняя расправа являлась судебным местом для однодворцев, государственных, приписных и дворовых крестьян.

Кузнецкая нижняя расправа упразднена указом от 12 декабря в 1796 г. в связи с ликвидацией Колыванской губернии. Все нерешенные дела были переданы на рассмотрение Кузнецкого уездного суда.

Судом первой инстанции Кузнецкого уезда для дворян, а с 1801 г. и для крестьян был Кузнецкий уездный суд. Он был создан предположительно в 1782 г. Первоначально он подчинялся Судному департаменту Колыванского губернского правления, который в свою очередь находился в введении Правительствующего сената. В связи с ликвидацией в 1796 г. Колыванско-Воскресенской губернии Кузнецкий уездный суд перешел в подчинение Тобольского верхнего надворного суда. В 1804 г. в связи с образованием Томской губернии Кузнецкий уездный суд стал подчиняться Томскому гражданскому уголовному суду, наблюдение за ним осуществлял Томский губернский прокурор. Таким образом, в отличие от европейской России, где судом второй инстанции являлись палаты уголовного суда, в Сибири эти функции были возложены на губернские суды.

В 1822 г. в связи с реализацией Положения об «Учреждении для управления Сибирских губерний» Кузнецкий уездный суд был преобразован в Кузнецкий окружной суд. Фактически это означало только смену названия, поскольку все функции суда остались в прежнем объеме.

Решения судебных дел мещан и купцов г. Кузнецка производилось первоначально в Кузнецком городовом магистрате. Он был учрежден в 1780 г. в связи с реформированием системы местного управления Кузнецкого уезда.

Законом от 21 июля 1864 г. ратуша в г. Кузнецке была упразднена, все уголовные дела были переданы в введение Кузнецкого окружного суда, а все гражданские — в введение городского общественного управления. Упразднение городовой ратуши в Кузнецке произошло несколько ранее, чем в европейской России. Подобная реформа там была проведена в 1866 г. Большинство городовых ратуш в Восточной Сибири существовали вплоть до 1885 г.

В сентябре 1877 году в связи с распространением на город Кузнецк нового Городового положения Кузнецкий сиротский суд был восстановлен. Он функционировал вне состава городской думы, председателем был избран купец Леонид Никандрович Емельянов.

Временные правила 1896 г. вводили в действие в Сибири судебные уставы 1864 г. с некоторыми изменениями и дополнениями. Согласно реформе, был создан специальный комитет при Томском губернском правлении, который занимался реализацией новых законов. В губернском городе был создан Томский окружной мировой суд.

Судебная система Кузнецкого и Мариинского уездов прошла длительный путь развития. Становление судебной системы здесь началось несколько позже, чем в европейской части страны, окончательное отделение ее от администрации затянулось на несколько десятилетий.

Развал местных органов государственного управления, в т. ч. и судебной системы, начался на территории Кузбасса в начале 1917 г. С падением самодержавия и приходом к власти Временного правительства были провозглашены буржуазные свободы, начались реформы в судебной системе страны. В целом они были основаны на дальнейшем внедрении и усовершенствовании судебных уставов 1864 года.

После октябрьского переворота 1917 г. вся судебная система «старого режима» была отменена. Вместо нее Декретом от 24 ноября 1917 г. вводилась система Народных судов. Народные суды должны были решать все уголовные и гражданские дела в подведомственном им районе. Была провозглашена выборность народных судей и заседателей.

В мае 1925 г. в Сибири была проведена административная реформа. Был создан Сибирский край, он состоял из округов. Практически вся территория Кузбасса оказалась в составе Кузнецкого округа, состоявшего из бывших Кузнецкого и Щегловского уездов. В 1926 г. центром округа стал город Щегловск. Северная и восточная территория современного Кузбасса оказалась в составе Томского и Ачинского округов. В 1925 г. был создан Кузнецкий окружной народный суд.

В 1930 г. в Сибири была проведена вторая административная реформа. Сибирский край был разделен на административные единицы: Восточно-Сибирский край и Западно-Сибирский край. Окружная система были упразднена. 

С конца 20-х гг. народные суды стали утрачивать свое значение. Еще в 1922 г. по судебной реформе были ликвидированы все отделы и бюро юстиции на местах. Постепенно судебные функции стал приобретать всесильный Наркомат внутренних дел. Западносибирским управлением НКВД одно за другим фабриковались дела «о вредителях», «право-троцкистских» организациях, действовавших на территории Кузбасса. Все дела решались на месте «тройками» УНКВД, приговор приводился в исполнение в течение нескольких суток. Только в период Великой Отечественной войны террор был ослаблен, с началом войны связано и образование Кемеровской области и формирование областной судебной системы.

В январе 1943 года Совет Народных Комиссаров принял решение о создании Кемеровской области. Область была выделена из состава Новосибирской области. В течение 1943 года были сформированы все областные органы управления Кемеровской области. Судебную систему области возглавил областной суд. 21 февраля 1943 года областной исполнительный комитет утвердил в должности председателя областного суда Луганскую Юлию Пантелеймоновну.


 

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Пользовательский рейтинг
Оцените деятельность данного суда, заполнив анкету

Заполнив анкету, Вы примете участие в формировании пользовательского рейтинга судов на «Право.ru»
Рубрикатор
Лицензия Эл №ФС 77-31590. Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Телефон редакции: (495) 623-06-10
Партнеры:
Сибирский Федеральный
Университет
Rambler's Top100