Депутаты Госдумы взялись быстро реформировать Конституционный суд. Метод использован проверенный: отсутствие обсуждений и спринтерская скорость в проштамповке документа. В результате у президента появится возможность сократить число судей КС до тринадцати и томить их неопределенное время, не называя имя нового председателя.
Парламент работает неритмично, разогреваясь к концу сессии: за месяц до ее окончания "начинается ускоренное законотворчество", тогда и принимается основная часть законов, критиковала работу депутатов в феврале Лариса Брычева, помощник Владимира Путина и начальник Государственно-правового управления президента. По ее словам, "это приводит к тому, что законы должным образом не отрабатываются ни аппаратом Госдумы", ни ГПУ. Не стала исключением из этого правила и эта весенняя сессия: единоросс Виктор Пинский на прошлой неделе, 13 мая, внес в Госдуму законопроект о реформе КС, а уже сегодня депутаты обсуждали его в первом чтении.
С чем связана такая спешка, Пинский, фамилия которого стоит под документом, на пленарном заседании коллегам так и не рассказал, хотя именно это обстоятельство и возмущало больше всего коммунистов и эсеров. Еще утром коммунист Николай Коломейцев просил не рассматривать закон сегодня, а дать время депутатам его изучить, но думское большинство эту идею не поддержало, и Пинский повторил свою речь о сути новелл, которую слышали вчера члены думского комитета по госстроительству, обсуждавшие документ. "Законопроект направлен на обеспечение стабильной и бесперебойной работы КС, – говорил Пинский с трибуны. – Изменения позволят суду более эффективно работать, рассматривать дела быстрее, но без потери качества за счет упрощения и уточнения правил рассмотрения относительно простых дел. Это позволит суду уделять больше внимания действительно сложным вопросам и делам".
Новеллы единоросса касаются численности судей, порядка их назначения и компетенции КС в отношении решений ЕСПЧ. Количество работающих судей КС может сократиться с минимально допустимых сегодня 15 человек до тринадцати. Это станет возможным даже без изменения Конституции, в которой указано, что в КС трудятся 19 судей. Просто в закон "О КС" записывают норму, по которой суд может работать при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей вместо нынешних трех четвертей. При этом для принятия решения нужна будет явка всего лишь девяти судей – не менее двух третей от числа действующих судей, а не от конституционной численности, как сейчас. "Обычные" решения КС по-прежнему будет выносить голосами простого большинства участвовавших в обсуждении судей. А для принятия решения о толковании Конституции теперь будет возможен уменьшенный кворум – те же две трети от действующего состава судей, а не общего, как сейчас.
– В уставах многих организаций есть положение о том, что для принятия решения необходимо участие половины [членов] от максимального списочного состава. А тут получается меньше половины от нормального состава будут принимать решения. Считаете ли вы необходимым добавить норму, чтобы не менее половины – 10 судей – были на заседании для легитимности? – интересовался коммунист Борис Кашин.
Пинский ответил уклончиво. "Здесь ситуация следующая: мы вместо трех четвертых от общего количества судей для правомочности работы суда устанавливаем две трети. Это уменьшает чуть количество [судей, наличие которых позволяет КС работать] – с пятнадцати до тринадцати. А вообще решения принимаются двумя третями действующих судей только по некоторым делам", – сказал он.
Словами о том, что "подбор кандидатур судей и процедура их назначения могут требовать много времени", Пинский обосновал вторую новеллу, которая грозит сделать обновление состава КС редким событием. Перестанет действовать правило, по которому достигший предельного 70-летнего возраста судья КС работает до тех пор, пока на его место не назначат нового. "Этот принцип в других судебных органах не применяется, поэтому предлагается его исключить, обеспечив единообразие правил работы всех судов в РФ", – заявил Пинский.
Из законопроекта следует, что судья сможет уйти на пенсию, дождавшись решения по делу, начатому с его участием. Поработать до назначения нового судьи ему придется только в одном случае: если число работающих в КС после его ухода будет менее тринадцати. Единоросс Дмитрий Вяткин, выступавший от думского комитета по госстроительству, идею жарко поддержал. "Сжатые сроки недостаточны, для того чтобы потенциальные кандидаты подали соответствующие документы, сдали экзамен, прошли соответствующее согласование, проверочные мероприятия", – заявил Вяткин. Предлагаемые изменения, по его мнению, "оправданные".
Одновременно депутаты решили избавить президента от необходимости за месяц выбрать кандидата на вакантное место. В такой срок ему придется уложиться только в том случае, если из-за нехватки судей КС работать не сможет – в его составе будет менее 13 судей. "Это позволяет более гибко формировать состав суда специалистами разных научных школ, с разным практическим опыт и теоретическими наработками", – объяснил Пинский коллегам. Время больше не будет поджимать президента и в поисках нового председателя Конституционного суда, если срок полномочий прежнего истечет, тогда как сейчас главе государства отводится два месяца. Пока президент не определится, возглавлять суд будет прежний председатель.
В заключение Пинский отметил, что проект реализует постановление Конституционного суда от декабря 2013 года, касающееся исполнения решений Европейского суда по правам человека, которые противоречат позиции КС. Тогда суд решил, что только он может разрешить вопрос о применении законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления Страсбургского суда, но не были ранее признаны неконституционными. По общему правилу, если КС уже высказывался относительно того или иного положения законодательства, повторно он его уже не рассматривает, но для решений ЕСПЧ предлагается исключение, рассказал Пинский. А Вяткин, являющийся представителем Госдумы в КС, добавил, что пересматривающий вслед за Страсбургом дело суд будет вправе обращаться в КС за подтверждением конституционности нормы.
– В Конституции не надо делать поправку для принятия вашего закона? [В ней] черным по белому написано, что у нас приоритет международного законодательства над отечественным. Может, сначала поправочку внести? – интересовался коммунист Николай Коломейцев. Позже он процитировал ст. 15 Конституции, по которой применяются правила международного договора, подписанного Россией, если они отличны от российского закона.
– Такую поправку не надо вносить в Конституцию, – отозвался Пинский.
"Только где в ст. 15 сказано, что международные договоры и нормы права имеют приоритет над Конституцией РФ? – улыбался Вяткин. – Нигде. Над федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, согласен. Но не над Конституцией. В системе права Конституция находится выше, чем источники международного права". А вообще, по его мнению, "текст законопроекта прекрасно написан" и "серьезных претензий" к нему нет.
"Что ни абзац, то одни вопросы, – не соглашался коммунист Владимир Федоткин, но почему-то цитировал пояснительную записку к проекту: – Сохранение удачно сложившегося соотношения судей. Как это понять?" Однако ему никто не ответил.
В результате 354 депутата проголосовали в первом чтении за документ о реформе КС, тех, кто "против" и воздержался, не было. Не исключено, что они успеют одобрить его в оставшихся двух чтениях до пятницы – на сбор поправок ко второму чтению думский комитет по госстроительству отвел только сегодняшний день. Это тоже рассердило оппозицию. Эсер Александр Тарнавский просил наказать комитет за то, что на внесение поправок ко второму чтению депутатам отвели только сегодняшний день. "Получается, что поправки подать нельзя. Автора поставили в неудобное положение – получилось, что Пинский у нас непогрешим, а мнение 449 депутатов не следует учитывать, – горячился эсер. – Можно ли просить, чтобы больше такого не было и давать депутатам хотя бы одну ночь на подготовку поправок?" Коломейцев же пытался убедить Вяткина, что "планета не будет вращаться в обратную сторону, если сегодня или в пятницу не примем [закон] в трех чтениях", и вовсе назвал обозначенные сроки "оскорблением депутатского корпуса".
– Я тут с вами вынужден категорически не согласиться. В течение сегодняшнего дня вы вправе подготовить, обсудить и направить поправки в комитет, и никто вас этого права не лишал. Во-вторых, сам законопроект внесен достаточно давно (13 мая. – "Право.Ru"). Изучить законопроект, подготовить поправки можно [было] еще после внесения законопроекта, – возразил Вяткин. В заключение он отметил, что "комитет работает в авральном режиме в течение сессии", и отказался разговаривать о каких-либо санкциях.
– Аврал никогда не дает качество, поэтому здесь надо более системную выстроить работу, – ответил Коломейцев. – Сейчас, к сожалению, у нас в стране выстраивается монархический тип правления. И, казалось бы, техническим законом мы пытаемся ущемить права и возможности органа, который единственный пока имеет право трактовать Конституцию.
***
С текстом законопроекта № 519829-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"" можно ознакомиться здесь.