Конкурс в Арбитражный суд Крыма отметился редким числом кандидатов без опыта судейской работы, но на утверждение президенту они не пойдут. Кому-то помешали плохие экзаменационные отметки, кому-то партийная принадлежность, не помогла и положительная рекомендация главы экономической коллегии ВС Олега Свириденко. Один из судей с опытом должен винить в неудаче тягу к комедиантству, а для другой отказ стал настоящей трагедией, и председателю ВККС пришлось объяснять, что им судейская карьера не заканчивается.
В пятницу и субботу Высшая квалификационная коллегия судей занималась кандидатами на посты судей в Арбитражный суд Республики Крым. Эта инстанция будет создана взамен украинского хозяйственного суда после присоединения Крыма к России. Шли в нее в основном претенденты из суда-предшественника, судьи с большим опытом. Без существенных вопросов с рекомендацией ВККС зал заседаний покинули Ирина Белоглазова, Марина Белоус, Марина Гаврилюк, Анастасия Гризодубова, Николай Ильичев, Ольга Копылова, Наталья Лагутина, Юлия Ловягина, Наталья Лагутина, Станислав Лукачев, Елена Медведчук, Надежда Петухова, Сергей Потапольский, Юлия Радвановская, Сергей Титков и Ирина Соколова.
На Владимира Гайвороновского в деле имелась жалоба, но претензии касались существа дела, решение по которому устояло в вышестоящей инстанции, и ВККС претендента рекомендовала. Большинство кандидатов успешно преодолевали и "родственный" фильтр. У Анны Колосовой сестра – нотариус, но конфликта для судьи АС РК тут нет, так как иски, где нотариус является истцом или ответчиком, относятся к компетенции общей юрисдикции. Прошли отбор и Мурат Куртлушаев, отец которого, Исмаил, получил рекомендацию в ВС Крыма на прошлой неделе, и Инесса Осоченко, чей бывший муж Анатолий может стать коллегой Куртлушаева-старшего.
Ирина Ищенко оказалась удачливее своего супруга Ильи, работавшего в Центральном суде Симферополя. Он в прошлый вторник получил от ВККС отказ в рекомендации на пост в республиканский ВС, а его жена прошла первый фильтр на пути в АС Крыма.
А вот Оксане Башилашвили отказали, так как ее родственница – гражданка другого государства, в такой же ситуации оказался Александр Панов. Не прошел отбор и к. ю. н. Игорь Доброрез. Точно судить, почему он не получил рекомендации, сложно, но на заседании обсуждалась его довольно обширная собственность. Не стали одобрять кандидатуру Вадима Шкуро, позабывшего указать существенную часть принадлежащей ему земли.
Кандидата с 11-летним стажем Виктора Мокрушина расспрашивал в основном зампред ВС Сергей Рудаков, который во время севастопольской сессии ВККС выражает мнение высшей судебной инстанции России. Дело в том, что на претендента поступила жалоба такого рода, что относятся как раз к компетенции коллегии Рудакова – дисциплинарной. Написал ее директор Крымского НИИ экспертиз при Минюсте Украины Иван Соболев, где работает супруга Мокрушина. Руководитель привлек ее к дисциплинарной ответственности, а судья после этого, по словам Соболева, угрожал юристу НИИ, а кроме того, вынес несколько частных определений в адрес ее эксперта (позднее решение о дисциплинарном наказании было отменено, как и "частники"). Коме того, к жалобе была приложена фотография из соцсети "ВКонтакте", где Мокрушин "представал в образе подвыпившего полуобнаженного пирата с подбитым глазом и татуировкой на левом плече".
– Умаления авторитета тут не видите? – поинтересовался Рудаков.
– Фотографии были шуточные. Я участвовал в капустнике вместе с женой и детьми, – объяснялся кандидат. По его словам, снимок был в закрытой группе.
– А вот на сайте Pravotoday ваше интервью? – продолжал расспросы Рудаков. – Вас спрашивают, как складывалось ваше профессиональное становление и так далее. Так там есть фото, где не совсем бритый мужчина показывает язык, и подпись: "Никогда не предполагал, что надену судейскую мантию". Ваше?
– Да, – ответил кандидат и спустя пять минут получил отказ в рекомендации. Иного было сложно ожидать. Не так давно такими же доводами по поводу своих веселых фотографий безуспешно оперировала уже бывшая судья Белоглинского районного суда Краснодарского края Ирина Парфенова (подробнее>>).
Как и в АС Севастополя, в крымский арбитраж стремились попасть немало судей из административных судов, которые на Украине были отдельной ветвью судебной системы. Получили рекомендации Светлана Кузнякова, Сергей Москаленко, Максим Авдеев и Елена Евдокимова из Окружного административного суда Крыма. Авдеев, стаж которого составлял всего 3,5 года, поставил на карту многое. С порога кандидат заявил, что его супруга и мать прекратили статус адвоката, а отец уволился из Киевского апелляционного хозяйственного суда. У Евдокимовой покинул адвокатуру отец, а матери – Вере Евдокимовой – менять работу не придется: на прошлой неделе ВККС рекомендовала ее на должность в республиканский ВС.
А их коллеги рекомендаций не получили. – У к. ю. н. Дениса Киреева (Окружной административный суд Симферополя) родственница за рубежом и небольшой стаж – четыре года. Максим Кукта из Севастопольского апелляционного административного суда получил отказ без явных причин. У Татьяны Пакет (Окружной административный суд Крыма) хорошие характеристики, но небольшой стаж, немногим более двух лет. Рекомендации она не получила и так сильно расстроилась, что глава ВККС Николай Тимошин решил разъяснить ей, что огорчаться рано.
– Я в Крыму осталась. Приняла гражданство. У меня нет никого. Понимаю, что вы уже вынесли решение… – горевала кандидат.
– Мы не увольняем вас с работы, и вы можете обратиться с заявлением на другие должности. То есть это не отказ вообще работать. Получите решение, посмотрите основания и определитесь, – говорил Тимошин.
Возможно, Пакет этого не знала, но эти слова ей явно помогли. Она собралась и покинула зал.
Перебраться в Крым решили и несколько кандидатов из "большой России". Трое из них были без опыта работы в судах. Эльвира Бенке в ноябре 2012 года сдала экзамены на отлично и с тех пор участвовала в конкурсах на должность в 15-й арбитражный апелляционный суд и АС Ростовской области, но рекомендации не получила. Как пояснила кандидат, в решениях указывали, что ее опыта недостаточно, но сегодня ей помешало не это или не только это.
– Вы член партии "Единая Россия"? Читали закон о статусе? – поинтересовался кто-то из членов ВККС.
– Да, – ответила Бенке.
– И что там пишут?
– Что судья не должен состоять в политических партиях.
Рекомендацию она не получила. О ее месте работы на заседании не говорили, но имя и фамилию "Эльвира Бенке" нередко можно встретить в судебных актах арбитражных судов в качестве представителя стороны.
Неудача ждала и Екатерину Корытко из Брянской области. Она имела опыт работы в налоговой инспекции и уже два года является помощником судьи в АС Брянской области. Экзамены она сдала на отлично, а характеристику ей подписал глава экономической коллегии ВС Олег Свириденко, до этого, в 2011–14 годах, возглавлявший расположенный в Брянске ФАС ЦО. Не получила поддержки и Ольга Соболева из Владимирской области, трудившаяся в основном в местном управлении Минюста, а экзамены сдавшая на удовлетворительно.
Из "варягов" удача улыбнулась лишь Марии Можаровой из Москвы. Стаж она имеет небольшой, всего три года в должности мирового судьи участка № 3 района Савелки. "Изначально хотела идти в арбитражный суд, но тогда не хватало опыта. Потому и получала второе высшее образование – экономическое. Здесь, кроме работы, планирую писать докторскую диссертацию на этом уникальном материале", – объясняла свои стремления Можарова.
Пройдет ли она фильтр президентских структур, пока неизвестно, но ВС РФ ее аккуратно поддержал. "Вызывает уважение стремление претендентки, поэтому если ВККС согласится, это будет понимаемое решение", – сказал Рудаков. Коллегия согласилась и рекомендовала Можарову.
Еще один вопрос отложили, Валентина Толпыго из Хозяйственного суда Крыма приболела и просила рассмотрение перенести, что и было сделано. А общие итоги заседаний по претендентам на должности в АС Крыма таковы: 26 кандидатов прошли фильтр (один из которых "варяг"), 11 получили отказ (восемь местных). Всего в этой инстанции была предусмотрена 31 вакансия, таким образом, ВККС отобрала необходимый минимум (не менее двух третей, то есть 20 человек), необходимый для начала работы суда.