До Верховного суда добралась еще одна группа крымских судей, которых ВККС не стала рекомендовать в создаваемые на полуострове российские суды. Один из них не скрывал обиды: готовился полгода, вдохновился обещаниями заехавшего с визитом Павла Крашенинникова, но родственники в нотариате в итоге все же стали проблемой. Еще одна кандидатка не видела проблем в брате – украинском прокуроре: страны-то разные, возможность конфликта интересов нулевая. Ей тут же напомнили про политическую обстановку.
После состоявшегося в марте текущего года референдума Крым и Севастополь вошли в состав России. А в сентябре на расширенной сессии заработала Высшая квалификационная коллегия судей, которой предстояло отобрать первоначальные составы для формирования российских судов на базе имеющихся украинских. До 1 января 2015 года продлится переходный период, во время которого правосудие от имени Российской Федерации осуществляется "исполняющими обязанности судей", а фактически – прежними и на тех же местах.
ВККС свою часть работы выполнила, и теперь слово за президентскими структурами. Тем временем в Верховный суд РФ поступило уже несколько десятков жалоб на ее отказные решения. Пока большинство – от претендовавших на посты в ВС РК. Отказ получили 16 местных служителей Фемиды, и с конца прошлой недели уже было рассмотрено три заявления: Наталья Данила не прошла фильтр квалифколлегии из-за одной дочери, проживающей во Франции, и второй – подрабатывающей у нотариуса. Татьяна Белинчук также столкнулась с семейным фильтром – ее родственники имеют судимости и занимаются бизнесом. А у Юрия Дедеева жена и дочь – эксперты в МВД, а зять – капитан полиции, притом что шел кандидат в уголовную коллегию.
Не сложилось в ВС и у нескольких кандидатов в Сакский райсуд. Одному припомнили нетрезвое вождение 11 лет назад, другому – статистику, отличную от 100-процентной, третьему – некий тайный компромат, связанный с депутатом – строителем курортов.
"Окрыленный был словами Крашенинникова"
Сегодня в Верховный суд прибыли еще три заявителя, получивших от ВККС отказ в рекомендации на должности судей Верховного суда Крыма. И все они не прошли "родственный" фильтр. Первым в зал зашел Григорий Исаев, у которого жена и дочь – нотариусы. 23 сентября, выслушав решение ВККС, он первый и единственный высказал удивление и обиду процедуре раздачи рекомендаций. "Я понимаю, что на мою судьбу она [речь] уже не повлияет, но не так было бы обидно, если бы вы мне это шесть месяцев назад сказали, – говорил он. – А так шесть месяцев я устраивал российское государство и его именем вершил правосудие, а теперь – нет". Отвечать ему не стали (подробнее>>), и сегодня Исаев прибыл вновь рассказать о своем недоумении. Его жалобу слушал Николай Романенков.
– Я тут было подготовил выступление свое, но ограничусь, – начал заявитель. – Отказывая мне, ВККС сослалась на наличие так называемого конфликта интересов в работе моей и родственников. Гипотетически он, конечно, мог бы возникнуть, но я бы взял самоотвод, что предусмотрено как раз для таких случаев законом.
Дальше Исаев решил поговорить "про лирику, раз уж приехал". Он рассказал, что решение обидно, и сообщил, что "в апреле приехали уважаемые люди из ВС и [Судебного] департамента и говорили, что рады нас видеть, и велели только все честно писать в анкетах, и тогда все будет хорошо". Потом, вспоминал судья, приезжал председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, который говорил, что наличие родственников-нотариусов не приведет к конфликту интересов.
Об этом рассказывал не только Исаев. О делегации и таких обещаниях, например, говорили Данила и Дедеев, уже побывавшие в ВС (подробнее>>).
– О чем жалею… Девочка, которая принимала документы, сказала мне, что я не пройду из-за родственниц, но я ей не поверил. Окрыленный был словами Крашенинникова, – припоминал свои ощущения Исаев.
Квалифколлегию представляла ее консультант Светлана Филипчик. Она напомнила, что "исключительным правом на рассмотрение заявлений претендентов наделена ВККС, поэтому она вправе учесть и оценить в совокупности все обстоятельства". А кроме того, в законе не содержится закрытого перечня конфликта интересов, и "в этом случае с учетом того, что кандидат претендовал на должность в гражданскую коллегию, ВККС пришла к выводу, что конфликт имеется".
– Хочу добавить: при устранении обстоятельств он вправе обратиться в Квалификационную коллегию судей с заявлением на вакансию, – заключила Филипчик.
– В какую коллегию? – поинтересовался Романенков.
– В какую захочет пойти, – предоставила свободу выбора Филипчик.
В прениях Исаев отметил сложность положения: "Государство имеет право устанавливать свои требования к судьям, но тут ситуация неоднозначная и необычная. Не каждый год Россия принимает в свой состав новое государство. Если бы нам сразу сказали о критериях отбора и посоветовали, например, искать другую работу, то было бы не так обидно". Он предположил, что именно из-за такой обиды крымские судьи едут сейчас в ВС: "Было бы честнее сказать сразу, так-то и так-то, но нам сказали другое. Считаю, что Россия поступила не совсем честно. Ни одну норму закона, которая запрещает работать судьей, я не нарушил".
Филипчик попросила оставить решение в силе. Через 10 минут так и случилось.
Намек на возможность государственной измены
Дело следующей неудачливой претендентки в ВС РК слушала Алла Назарова. 24 сентября не дали рекомендацию судье с 10-летним стажем Елене Киселевой, работающей сейчас в Окружном административном суде Крыма. Ее супруг является прокурором Крыма по надзору за исполнением наказаний, а брат работает в транспортном отделе Генпрокуратуры Украины (подробнее>>).
– Я внимательно ознакомилась с требованиями закона, и я им в качестве претендента на должность соответствую, – сразу сказала Киселева.
По ее мнению, ВККС не проверила полномочия супруга и распределение его функциональных обязанностей – с судами он никак не взаимодействует. Что касается брата, то, как отметила Киселева, сейчас он вовсе в прокуратуре другого государства и "тем более не взаимодействует с судами РФ".
Однако это, по словам Филипчик, вид проблемы с другой стороны: "Не секрет, как складываются отношения между двумя государствами. Вы хотите работать в суде, который имеет доступ к гостайне".
– Если предполагать и усматривать какие-то основания для конфликта интересов, то фактически у каждого кандидата любой родственник может быть представителем в суде у какой-либо компании, вы же не изучали документы о их работе, – возмутилась заявительница.
В ответ Филипчик отметила, что никаких ходатайств от Киселевой о приобщении бумаг не было, процедура нарушена не была и решение было принято единогласно.
– Я желала и желаю работать судьей. Я прочитала все законы и предоставила документы. Зачем тогда в законе прописывают положения об отводе – не понятно. Если бы у меня и возникла ситуация, то я бы взяла самоотвод.
Это комментировать Филипчик не стала и лишь попросила жалобу отклонить. Спустя 10 минут Назарова объявила, что изначальное решение оставлено без изменений.
Надежда на тайну
Последним на сегодня стал Вадим Копилян, на заседании ВККС 24 сентября обсуждался его родственник судимый за взятку (подробнее>>).
– Из решения мне стало известно, что дело не в родственнике, как я полагал, а в статистических данных, – сказал Копилян и попросил приобщить к жалобе дополнительные возражения, а кроме того, ходатайствовал о проведении заседания в закрытом режиме, – есть необходимость обсудить вопросы, связанные с тайной усыновления.
Назарова решила заседание закрыть, а затем и вовсе перенесла. Как пояснил вышедший из зала Копилян, он попросил время для предъявления дополнительных доказательств. Кроме того, он сказал, что за последние два с половиной года у него не было отмен, поэтому он совершенно не ожидал увидеть довод о статистике.