Зампред Московского окружного военного суда Александр Абабков хотел стать его председателем, а вместо этого попал под дисциплинарное разбирательство. По его словам, только он подал заявление на конкурс, как тут же на него поступили анонимные жалобы. Дескать Абабков лукавством получил квартиру и доплату за ученую степень доктора юридических наук. Впрочем, он признает только одно нарушение.
Начавшееся в 2008 году председательство Юрия Калинченко в Московском окружном военном суде, хоть он и пришел в него из военной коллегии ВС РФ, было беспокойным. Во время нового конкурса, объявленного в 2014-м, ему пришлось отвечать на вопросы о жалобах нескольких судей МОВС (подробнее>>). Те писали, что сэкономленные средства фонда заработной платы распределялись несправедливо. Их выплачивали в качестве премии, но те, кто получил больше всех, должны были вернуть часть средств начальнику финансовой службы. В ответ Калинченко говорил, что все проверила комиссия Судебного департамента при Верховном суде и нарушений не найдено.
Но так или иначе, а должности он не получил, несмотря на поддержку ВС. Вместе с ним в конкурсе участвовали действующий зампред Александр Абабков и бывший – Михаил Толкунов, в 2012 году ушедший в председатели Тихоокеанского флотского военного суда. Последний 10 декабря 2013 года и получил рекомендацию Высшей квалифколлегии судей, но президентского указа так и не дождался. В итоге Калинченко 24 марта прошлого года ВККС отпустила в отставку, а обязанности главы МОВС временно исполняет зампред Александр Ряузов.
А история с жалобами повторилась, но уже с участием Абабкова. Он снова, на этот раз вместе с еще одним зампредом МОВС – Вячеславом Осиным, подал заявление на "председательский" конкурс, но до финала не дошел. На заседании 25 ноября 2014 года было объявлено (подробнее>>), что Абабкова госпитализировали, а в следующий раз, 27 января, его фамилии в повестке уже не было, и рекомендацию получил Осин. А спустя три дня, сегодня, ВККС уже рассматривала, нет ли в действиях Абабкова состава дисциплинарного проступка.
Докладчик об источнике жалоб ничего не говорил, но Абабков утверждает, что это анонимные жалобы судей-коллег, которые стали поступать, как только он пошел на конкурс. Там сообщалось, что Абабкова признали нуждающимся в улучшении жилищных условий и он в 2007 году получил квартиру в Москве, хотя одна у него уже была. Впоследствии обе были приватизированы. При этом, писали "доброжелатели", у Абабкова также был дом и земельный участок в Подмосковье, в жилье он не нуждался, но в жилкомисию Минобороны об этом не сообщил.
Еще одной претензией было то, что Абабков с 2002 по 2010 год получал 10-процентную надбавку от оклада за степень доктора наук, однако таковым не являлся – организация, выдавшая ему эту степень не имела на то права. Переплатили ему 62 100 руб. Еще про Абабкова писали, что он использовал военнослужащего для личных нужд на стройке, но, по словам докладчика, эти обвинения подтверждений не нашли.
Абабков на заседании ВККС все обвинения отрицал. Что касается дома, то, по его словам, там был недострой без окон и жить в нем было невозможно. А выделение второй квартиры, по его мнению, было договором мены по необходимости, а не предоставлением нового жилья.
– Вы говорите, имела место мена. У вас имелся соответствующий договор? – спросил один из членов коллегии.
– Нет, но мне было сказано: в обмен на сдаваемую квартиру вам предоставят иную площадь.
– Как условие договора предоставления жилья. Это не обмен, – констатировал вопрошавший.
По поводу степени Абабков говорил, что, получая ее в 2002 году, он был уверен, что все легально.
– Где защита диссертации у вас была? – поинтересовался кто-то из членов коллегии.
– Межведомственная академическая комиссия, – ответил Абабков.
– Что это? – последовал новый вопрос.
– На базе ООН организация, – сказал зампред МОВС. На сайте ООН такой организации не нашлось, а поисковые системы не смогли обнаружить ее название в интернете.
– Вы как юрист понимали, что защита в такого рода организации не образует степень доктора наук?
Сейчас Абабков понимает, что нет, но когда он получил следующий вопрос – вернул ли переплаченные деньги, то, судя по всему, в голову ему это не приходило. Зампред настаивал, что даже и не заметил этой доплаты, а в расчетных листках было отмечено, что он кандидат юридических наук. Эту степень Абабков получил, защитившись в МГУ.
Совещалась коллегия около получаса, а затем глава ВККС Николай Тимошин огласил ее решение. Дисциплинарный проступок, по мнению коллегии, имеет место, однако взыскания не будет в связи с истечением срока давности (п. 6 ст. 12.1 закона о статусе судей, который гласит, что наказать судью за проступок нельзя, если истекло полгода после его обнаружения и два года после совершения).