Квалифколегии уже дважды отказывали в рекомендации Владимиру Винокурову, когда он претендовал на должности в Высшем арбитражном и Верховном судах, и он знает, почему – нет судейского опыта. Но это его не удержало от новой попытки, и он попытался объяснить, что эта причина несостоятельна. Даже пример хотел привести, но его мягко остановили и одобрения не дали. А судья Мособлсуда Ольга Николаева принесла в ВККС справку, что работа ее сына в Прокуратуре Московской области не связана с судами, и сделала шаг к желанной должности.
На вчерашнем заседании Высшая квалификационная коллегия судей рассматривала заявления на должность судьи административной коллегии Верховного суда РФ. В ней предусмотрено 33 места, из которых 20 свободно, но претенденты участвовать в конкурсе не спешат. Вчера их было лишь двое: судья Мособлсуда Ольга Николаева и Владимир Винокуров, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Северо-Западного института управления. Ранее он работал в юридическом управлении Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Департаменте строительства и инвестиций ОАО "Газпром".
Изначально этот вопрос в повестке дня стоял первым, но в итоге оказался 36-м. Перед членами ВККС предстала Николаева, выпускница юрфака МГУ, судейский стаж которой составляет почти 30 лет. 25 из них она отдала Мособлсуду, где уже восемь лет возглавляет кассационный состав по гражданским делам. Николаева постоянно работает над обобщениями практики, участвовала в подготовке ряда постановлений Пленумов ВС, следует из ее характеристики.
– Сначала вы получили образование инженера. Почему [потом] пошли на юридический факультет? – поинтересовался кто-то из членов коллегии.
– Поняла, что не мое, – ответила Николаева.
В последнее время нередко квалифколлегии отказывают кандидатам на судейские должности, если у них родственники работают по юридической специальности, а потому Николаева принесла справку о должностной инструкции сына, который трудится в прокуратуре Московской области, в отделе статистики. Из документа следует, что его работа никак не связана с судами. Вопросов на этот счет у квалифколлегии к претендентке не возникло, и ВККС перешла к Винокурову.
– Принимали участие в конкурсе на должность судьи? – поинтересовался у него глава ВККС Николай Тимошин.
– Да, отказали из-за отсутствия стажа, – ответил кандидат. Должности в судебной системе он пытался получить уже дважды. Летом 2013 года Винокуров замахнулся на пост зампреда на сегодня ликвидированного Высшего арбитражного суда, но тогда его обошел судья ВАС Сергей Сарбаш (подробнее>>). Вторая попытка была во время работы Специальной квалификационной коллегии судей в прошлом году, когда она отбирала кандидатов в "первоначальный" состав "нового" Верховного суда – Винокуров хотел стать судьей его экономической коллегии (подробнее>>).
– В чем вы видите преимущество перед Николаевой, например? – интересовался Тимошин.
– Не умаляя опыт судейской работы, отмечу, что законодательство очень динамично. Возможно, я ошибаюсь, но мне представляется, что легче научиться работать по новым правилам, чем переучиваться. С другой стороны, тот опыт, что мной получен в глобальной энергетической компании и администрации, позволяет рассматривать проблемы, понимая взаимосвязи внутри исполнительных и законодательных органов. Бывает, что, не зная практики реальной… Хотите приведу пример? – предложил Винокуров, но Тимошин его мягко прервал.
Больше коллегию интересовало расхождение данных о доходах в декларации кандидата и сведений из ФНС. Налоговики насчитали 17 млн руб. доходов, а Винокуров указал на два миллиона больше. Объяснилось это тем, что фактически деньги из "Газпрома" пришли в 2014-м, а должны были годом ранее.
– Вы сейчас получаете дивиденды от "Газпрома"? – спросил член ВККС.
– Нет, уже нет. Живу на зарплату университета, – пояснил Винокуров. По его словам, она составляет около 20 000 руб.
Верховный суд вчера на заседании ВККС представлял зампред ВС Петр Серков. Ни он, ни Совет судей кандидатуру Винокурова не поддержали и просили рекомендовать только Николаеву. После небольшого совещания так и случилось.
Сейчас в ВС работают 94 судьи, а 76 позиций пока остаются вакантными.