ОМОНовец, который задержал на "Марше миллионов" одного из подсудимых по "делу двенадцати" Артема Савелова рассказал, как вчетвером с коллегами тащил его к автозаку. По словам полицейского, проходящего по делу свидетелем, Савелов "дергал" за руки и его, и коллегу, которого признали "потерпевшим". ОМОНовец рассказал и про тонкости задержания – как "доволочь" демонстранта до автозака и "прикрутить хулиганские действия", а участников митинга назвал "овощами".
6 мая 2012 года согласованная акция оппозиции переросла в столкновения с полицией, квалифицированные следствием как массовые беспорядки. Демонстранты винили в конфликте слишком плотное оцепление и провокаторов в масках, которым полиция не мешала, правоохранители утверждают, что дело в агрессии оппозиционных активистов, которые прорвали цепочку. Сейчас на скамье подсудимых 12 человек: Николая Кавказского, Леонида Ковязина и Владимира Акименкова обвиняют в участии в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК, до восьми лет лишения свободы), Марию Баронову – в призывах к ним (ч.3 ст.212 УК, до двух лет лишения свободы), а остальных — Андрея Барабанова, Степана Зимина, Дениса Луцкевича, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Сергея Кривова, Александру Наумову и Алексея Полиховича – и в участии в массовых беспорядках, и в применении насилия в отношении представителей власти (ч.1 ст.318 УК, до пяти лет лишения свободы).
ОМОНовец Андрей Емельянов, пришедший в Мосгорсуд в качестве свидетеля, рассказал, что во время митинга был сотрудником оперативного полка полиции, а на Болотной площади входил в группу задержания. Около 17 часов начался прорыв, к полиции пошли люди. На вопрос гособвинителя, кто именно, он ответил невнятно, расслышать можно было только: "Те овощи, которые шли". По его словам, прорыв он не видел, так как в это время был в автозаке.
Адвокат Сергея Кривова Вячеслав Макаров спросил у Емельянова, знает ли он, что цепочка полиции от Малого Каменного моста не давала людям пройти на место проведения санкционированного митинга — Болотную площадь. Но судья — председатель Замоскворецкого райсуда Наталия Никишина сняла вопрос как не относящийся к показаниям свидетеля.
Полицейский также заявил, что полиция просила демонстрантов расходиться, но для них "это не имело никакого значения".
- Они бегали, кричали, ругались, — рассказывал Емельянов. — Тут и поступил приказ о задержаниях <…> Люди прорвались и кричали: "Пошли на Кремль! Возьмем Кремль" <…> Их задержали и повезли в ОВД. Другие люди мешали задерживать этих людей.
По словам ОМОНовца, задерживать участников митинга ему мешал и Артем Савелов, теперь находящийся на скамье подсудимых. Полицейский сказал в суде, что тот "дергал" его за руку, но признался, что насилия к нему не применял и никаких травм на митинге он не получил. На вопрос, как именно нарушал порядок Савелов, ОМОНовец сказал: "Не выполнил законных требований полиции – не уходил".
- Савелов выкрикивал какие-то лозунги? – спросил у Емельянова адвокат подсудимого Фарид Муртазин.
- Не помню, лозунги все одинаковые.
- А вам известно, что у Савелова проблемы [с речью], что он заикается и не может выкрикивать лозунги?
Этот вопрос судья сняла, но "Право.Ru" Муртазин пояснил, что на предварительном следствии ОМОНовец сначала утверждал, будто Савелов выкрикивал лозунги, а после того, как защита предоставила справку, что Савелов заикается, стал говорить, что угадал это "по движению губ".
Полицейский рассказал и о задержании Савелова. По его словам, они с другим ОМОНовцем Александром Гоголевым заломили демонстранту руки. В этот момент Савелова подхватили за ноги двое других полицейских, но кто именно, Емельянов не видел, а только "почувствовал" это.
Единственный потерпевший Савелова — ОМОНовец Гоголев — тоже пришел вчера в Мосгорсуд, но так и не дождался допроса. По словам Емельянова, Савелов пытался затащить Гоголева в толпу, "дергая" за руку. В беседе с "Право.Ru" адвокат Муртазин также отметил, что на следствии свидетель менял показания: сначала говорил, что Савелов схватил Гоголева за руку, на другом допросе – что за предплечье, а потом – за запястье.
В суде Емельянов уверял, что ни у него, ни у Гоголева не было дубинок, а на вопрос, применяли ли их другие полицейские, сказал, что не видел.
Тонкости задержания
Полицейский рассказал и о том, как ОМОНовцы помогали друг другу при задержаниях — "если они (митингующие — "Право.Ru") пробегают мимо, надо помочь другим ОМОНовцам, схватить задержанного за ногу, доволочь его до автозака". Но тут же поправился и сказал, что они несли задержанных на весу. Полицейский добавил, что задержанных доставляют в автозак по-разному: "иногда ведут, а иногда несут – в зависимости от обстановки".
На вопрос Макарова, как именно его группа задерживала демонстрантов, он ответил: "Подбегали к гражданам и сопровождали их до автотранспорта".
- А что вам мешало подойти, почему вы подбегали? — поинтересовался Макаров.
- Дабы прикрутить их хулиганские действия!
Тогда защитник спросил, останавливались ли полицейские перед задерживаемыми или сразу хватали их и волокли к автозакам.
- Останавливались, я же не птица, — сказал свидетель.
Допрос ОМОНовца Александра Гоголева судья Никишина решила провести на следующем заседании.
- ОМОНовец сорвал аплодисменты на "Болотном деле"
- Потерпевший не вспомнил, кого задерживал на Болотной, но узнал подсудимых
- Процесс по "делу двенадцати" дошел до провокации
- ОМОНовец рассказал, как подсудимый по "Болотному делу" сломал ему палец
- "Меня возмутил этот поступок как сотрудника органов внутренних дел"